• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Мягкая сказка-2

"ВОЛК И СОБАКА"

ХУДОЙ ВОЛК ХОДИЛ ПОДЛЕ ДЕРЕВНИ И ВСТРЕТИЛ ЖИРНУЮ СОБАКУ.
ВОЛК СПРОСИЛ У СОБАКИ: «СКАЖИ, СОБАКА, ОТКУДА ВЫ КОРМ БЕРЁТЕ».
СОБАКА СКАЗАЛА: «ЛЮДИ НАМ ДАЮТ».
«ВЕРНО ВЫ ТРУДНУЮ ЛЮДЯМ СЛУЖБУ СЛУЖИТЕ».
СОБАКА СКАЗАЛА: «НЕТ, НАША СЛУЖБА НЕ ТРУДНАЯ.
ДЕЛО НАШЕ – ПО НОЧАМ ДВОР СТЕРЕЧЬ».
«ТАК ТОЛЬКО ЗА ЭТО ВАС ТАК КОРМЯТ, - СКАЗАЛ ВОЛК, -
ЭТО Я БЫ СЕЙЧАС В ВАШУ СЛУЖБУ ПОШЁЛ, А ТО НАМ ВОЛКАМ ТРУДНО КОРМА ДОСТАТЬ».
«ЧТО Ж, ИДИ, - СКАЗАЛА СОБАКА, - ХОЗЯИН И ТЕБЯ ТАКЖЕ КОРМИТЬ СТАНЕТ».
ВОЛК БЫЛ РАД И ПОШЁЛ С СОБАКОЙ К ЛЮДЯМ СЛУЖИТЬ.
СТАЛ УЖ ВОЛК В ВОРОТА ВХОДИТЬ, ВИДИТ ОН, ЧТО У СОБАКИ НА ШЕЕ ШЕРСТЬ СТЁРТА.
ОН СКАЗАЛ: «А ЭТО У ТЕБЯ, СОБАКА, ОТЧЕГО?»
«ДА ТАК», - СКАЗАЛА СОБАКА.
«ДА ЧТО ТАК?»
«ДА ТАК, ОТ ЦЕПИ. ДНЁМ ВЕДЬ Я НА ЦЕПИ СИЖУ, ТАК ВОТ ЦЕПЬЮ И СТЁРЛО НЕМНОГО ШЕРСТЬ НА ШЕЕ».
«НУ ТАК ПРОЩАЙ, СОБАКА, - СКАЗАЛ ВОЛК, - НЕ ПОЙДУ
К ЛЮДЯМ ЖИТЬ. ПУСКАЙ НЕ ТАК ЖИРЕН БУДУ, ДА НА ВОЛЕ».
Л.ТОЛСТОЙ
Почему волк решил отправиться служить к людям?
Почему говорят: "Сколько волка не корми, он все в лес смотрит"?

В.Голявкин "ЛУША"

ЛУША
Третий день Жорик сидит с букварём. Трудно читать по складам. Никак не даётся слово. Только второй слог запомнит, как забывает первый. Да ещё собака лает…
Л-У – ЛУ
Ш-А – ША
Забыл первый слог.
Л-У – ЛУ
Ш-А – ША
Забыл первый слог.
Собака лает на дворе. А Жорику трудно.
– Сначала – ША.
Потом – ЛУ.
А может, наоборот? Трудно Жорику. Да ещё собака лает.
Мешает Жорику собака.
Так, значит, – ШУ.
И получается – ШУ-ШУ.
Жорик чешет затылок. Что-то не то.
И ещё собака лает.
В.Голявкин
Почему же Жорику было так трудно прочесть слово?
Действительно ли мешала ему собака?
Выложи на мягких кубиках Азбуки слова, которые ты знаешь и умеешь читать!

Л.Н.Толстой

Прилежная собака
Собака собаку в гости звала. - «Некогда, недосуг».
- «Что так?» - «Хозяин завтра за сеном едет: надо вперёд забегать да лаять».
Л.Толстой
Действительно ли собака была старательная, прилежная?
В чем именно?
А кому на пользу такое старание, как ты думаешь?

Л.Пантелеев "Буква "ТЫ" (отрывок)

БУКВА "ТЫ"
Учил я когда-то одну девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, и была она большая умница. Мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - "я".
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:
- А это вот, Иринушка, буква "я".
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
- Ты?
- Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"!
- Буква ты?
- Да не "ты", а "я"!
Она еще больше удивилась и говорит:
- Я и говорю: ты.
- Да не я, а буква "я"!
- Не ты, а буква ты?
- Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного
переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: "я"?
- Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.
- Что ты понимаешь?
- Это не ты, а это буква так называется: "ты".
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще "я" - это только буква…
Л.Пантелеев

Почему девочка делала такую ошибку?
Как бы ты рассказал Иринушке о букве «я»?

Читайте с мягкой кошечкой-перчаткой!

Ю-Ю
Звали ее Ю-ю. Так назвал её маленький мальчик трех лет, когда увидел в первый раз маленьким котёнком. Он широко открыл глаза от удивления, вытянул губы и сказал: "Ю-ю".
Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Этот комок пил молоко, играл на полу. И мы сами не помним, когда вдруг увидели большую красивую кошку.
Спала Ю-ю в доме, где хотела: на диванах, на коврах, на стульях, на пианино. Очень любила лежать на газетах.
Когда дом начинал просыпаться, первый её визит бывал всегда ко мне. Ю-ю открывала мордочкой и лапками дверь, входила, вспрыгивала на постель, тыкала мне в руку или в щеку розовый нос и говорила коротко: "Муррм".
За всю свою жизнь она ни разу не мяукнула, а произносила только этот довольно музыкальный звук "муррм". Но было в нем много разных значений. Короткое "муррм" всегда означало: "Иди за мной". Она спрыгивала на пол и, не оглядываясь, шла к двери. Она не сомневалась, что я иду за ней.
По рассказу А.Куприна

Какой характер был у Ю-ю?
Есть ли у тебя домашнее животное?
Если есть, то кто это?
Как его или её зовут?
Как ты за ним ухаживаешь?

Л.Толстой "ГЛУПАЯ МЫШКА"

ГЛУПАЯ МЫШКА
Мышка вышла гулять.
Ходила по двору и пришла опять к матери:
«Ну, матушка. Я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти».
«Это петух, - сказала старая мышь, - Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?»
«Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит».
Старая мышь сказала: «Дура, ты дура. Ведь это сам кот».
Л.Толстой

Л.Толстой "ЛИСА И КУВШИН"

ЛИСА И КУВШИН
ВЫШЛА БАБА НА ПОЛЕ ЖАТЬ И СПРЯТАЛА ЗА КУСТЫ
КУВШИН С МОЛОКОМ.
ПОДОБРАЛАСЬ К КУВШИНУ ЛИСА, ВСУНУЛА В НЕГО ГОЛОВУ, МОЛОКО ВЫЛАКАЛА; ПОРА БЫ И ДОМОЙ, ДА ВОТ БЕДА – ГОЛОВЫ ИЗ КУВШИНА ВЫТАЩИТЬ НЕ МОЖЕТ.
ХОДИТ ЛИСА, ГОЛОВОЙ МОТАЕТ И ГОВОРИТ: «НУ, КУВШИН, ПОШУТИЛ, ДА И БУДЕТ, ОТПУСТИ ЖЕ МЕНЯ, КУВШИНУШКО! ПОЛНО ТЕБЕ, ГОЛУБЧИК, БАЛОВАТЬ, ПОИГРАЛ, ДА И ПОЛНО!»
НЕ ОТСТАЁТ КУВШИН, ХОТЬ ТЫ ЧТО ХОЧЕШЬ.
РАССЕРДИЛАСЬ ЛИСА: «ПОГОДИ ЖЕ, ПРОКЛЯТЫЙ,
НЕ ОТСТАНЕШЬ ЧЕСТЬЮ, ТАК Я ТЕБЯ УТОПЛЮ».
ПОБЕЖАЛА ЛИСА К РЕКЕ И ДАВАЙ КУВШИН ТОПИТЬ.
КУВШИН-ТО УТОНУТЬ – УТОНУЛ, ДА И ЛИСУ ЗА СОБОЙ ПОТЯНУЛ.
Л.Толстой

"КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ"

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
ПОДРУЖИЛАСЬ ЛИСА С ЖУРАВЛЁМ И ЗОВЁТ ЕГО К СЕБЕ
В ГОСТИ: «ПРИХОДИ, КУМАНЁК, ПРИХОДИ, ДОРОГОЙ!
УЖ ВОТ КАК ТЕБЯ УГОЩУ!»
ПРИШЁЛ ЖУРАВЛЬ НА ЗВАНЫЙ ОБЕД; А ЛИСА НАВАРИЛА МАННОЙ КАШИ, РАЗМАЗАЛА ПО ТАРЕЛКЕ И ПОТЧУЕТ ЖУРАВЛЯ: «КУШАЙ, КУМАНЁК, КУШАЙ, ГОЛУБЧИК! САМА СТРЯПАЛА».
ЖУРАВЛЬ, ХЛОП-ХЛОП! НОСОМ ПО ТАРЕЛКЕ: СТУЧАЛ,
СТУЧАЛ – НИЧЕГО НЕ ПОПАДАЕТ.
А ЛИСА ЛИЖЕТ СЕБЕ ДА ЛИЖЕТ КАШУ, ТАК ВСЮ САМА И СКУШАЛА.
СЪЕЛА ЛИСА КАШУ И ГОВОРИТ: «НЕ ОБЕССУДЬ, КУМАНЁК, БОЛЬШЕ ПОТЧЕВАТЬ НЕЧЕМ».
«СПАСИБО, КУМА, И НА ЭТОМ, - ОТВЕЧАЕТ ЖУРАВЛЬ, - ПРИХОДИ ЗАВТРА КО МНЕ».
НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ПРИХОДИТ ЛИСА К ЖУРАВЛЮ, А ЖУРАВЛЬ НАГОТОВИЛ ОКРОШКИ, НАКЛАЛ В ВЫСОКИЙ КУВШИН
С УЗКИМ ГОРЛЫШКОМ, ПОСТАВИЛ НА СТОЛ И ПОТЧУЕТ: «КУШАЙ, КУМУШКА, КУШАЙ, МИЛАЯ! ПРАВО, БОЛЬШЕ ПОТЧЕВАТЬ НЕЧЕМ».
ВЕРТИТСЯ ЛИСА ВОКРУГ КУВШИНА: И ТАК ЗАЙДЁТ, И ЭТАК,
И ЛИЗНЁТ-ТО КУВШИН, И ПОНЮХАЕТ – ВСЕ НИЧЕГО НЕ ДОСТАНЕТ.
А ЖУРАВЛЬ СТОИТ НА СВОИХ ВЫСОКИХ НОГАХ ДА ДЛИННЫМ НОСОМ ИЗ КУВШИНА ОКРОШКУ ТАСКАЕТ: КЛЕВАЛ ДА КЛЕВАЛ, ПОКА ВСЁ НЕ СЪЕЛ.
«НУ, НЕ ОБЕССУДЬ, КУМУШКА, БОЛЬШЕ УГОЩАТЬ НЕЧЕМ».
ПОШЛА ЛИСА ДОМОЙ НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ.
НА ЭТОМ У НИХ И ДРУЖБА С ЖУРАВЛЁМ КОНЧИЛАСЬ.

ПОВТОРИТЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИСЫ С ЛИСИЧКОЙ-РУКАВИЧКОЙ!

КАК ЗАЯЦ ОТ ДОБРА БЕГАЛ

ЗАЯЦ
Бежал заяц от собак и ушёл в лес.
В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться.
Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге, и наскочил на волка.
Волк схватил его.
Видно, правда, подумал заяц, что от добра добра искать не надо.
Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал.
Л.Толстой

МУЖИК И МЕДВЕДЬ

МУЖИК И МЕДВЕДЬ
Подружился медведь с мужиком, и вздумали они вместе репу сеять.
Мужик сказал: «Мне корешок, а тебе, Миша, вершок».
Выросла славная репа; мужик взял себе корешки,
а Мише отдал вершки.
Поворчал Миша, да делать нечего.
На другой год говорит мужик медведю:
«Давай опять вместе сеять».
«Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки», - уговаривается Миша.
«Ладно! – говорит сговорчивый мужик – Пусть будет по-твоему».
И посеял пшеницу.
Добрая пшеница уродилась: мужик получил вершки,
а Миша корешки.
С тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь.

ПОВТОРИТЕ РАЗГОВОР МУЖИКА И МЕДВЕДЯ С РУКАВИЧКОЙ-МИШКОЙ!

Сказка, к которой можно придумать совсем другой заголовок!

В ЛЕСУ
Как-то раз пошла Маша в лес за грибами. Набрала полную корзину грибов. Вдруг из-за кустов, прыгая через кочки, выбежал длинноухий заяц. Он был не один, с ним была целая заячья семья. Все они играли в прятки и Машу стали звать: «Маша, поиграй с нами!» У старшего зайчика были самые длинные уши. Он спрятался за куст. Уши выглядывали из-за куста, и поэтому, конечно, его сразу нашли. Всем было очень весело.
Что делала Маша в лесу?
Что случилось после того, как Маша набрала полную корзину грибов?
Что делали зайцы?
Как они её приглашали в игру?

Л.ТОЛСТОЙ "ВОЛК И ЯГНЯТА"

ВОЛК И ЯГНЯТА
ОВЦЫ ХОДИЛИ ПОД ЛЕСОМ, ДВА ЯГНЁНКА ОТОШЛИ ОТ СТАДА.
СТАРАЯ ОВЦА СКАЗАЛА: «НЕ ШАЛИТЕ, ЯГНЯТА, НЕ ДОЛГО
ДО БЕДЫ».
А ВОЛК СТОЯЛ ЗА КУСТОМ И СКАЗАЛ: «НЕПРАВДА, ЯГНЯТА, ОВЦА СТАРА, У НЕЙ НОГИ НЕ ХОДЯТ, ТАК ЕЙ ЗАВИДНО. БЕГАЙТЕ ОДНИ ПО ВСЕМУ ПОЛЮ».
ЯГНЯТА ТАК И СДЕЛАЛИ: ОТОШЛИ ОТ СТАДА; А ВОЛК ПОЙМАЛ ИХ И СЪЕЛ.
Л.Толстой

Чем отличался от остальных зайцев самый старший заяц?
Почему его нашли?

К.УШИНСКИЙ "КУРИЦА И УТЯТА"

Курица и утята
Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у ней утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо. Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает - корма им ищет.
Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт, - боится, что они утонут. А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.
К.Ушинский

Смешная история? Почему? Что тебе особенно в ней запомнилось? Показалось необычным, сказочным, удивительным?

К.УШИНСКИЙ "ЧТО ЗНАЕШЬ, О ТОМ НЕ СПРАШИВАЙ"

Что знаешь, о том не спрашивай
Мужик воз сена везёт, а другой ему навстречу.
«Здорово!» - «Здорово!» - «А что везёшь?» - «Дрова». – «Какие дрова, ведь у тебя сено!» - «А коли видишь, что сено, так зачем спрашиваешь!»
Тогда только мужик наш, почесав затылок, подумал про себя: «А ведь и вправду, для чего ж я спрашивал?»
К.Ушинский

К.УШИНСКИЙ "ЧУЖОЕ ЯИЧКО"

ЧУЖОЕ ЯИЧКО
Рано утром встала старушка Дарья, выбрала темное, укромное местечко в
курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены
тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку.
Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было
зеленоватое и побольше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички, сбегает
поклевать зернышек, попить водицы, и опять на место; даже вылиняла,
бедняжка. И какая стала сердитая, шипит, клохчет, даже петушку не дает
подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в темном уголке делается.
Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклевываться, один
за другим: проклюнет скорлупку носом, выскочит, отряхнется и станет бегать,
ножками пыль разгребать, червяков искать.
Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яичка. И какой же
странный он вышел: кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с
широким носиком. "Странный у меня вышел цыпленок, - думает курица, - клюет,
и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то
косолапый, с ноги на ногу переваливается". Подивилась курица своему
цыпленку, однако же какой ни на есть, а все сын. И любит, и бережет его
курица, как и прочих, а если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко
раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у
кого ноги.
Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела
всю семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только
коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо и кинулся в нее. Курица
кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились:
бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек,
вытянул шейку и в первый еще раз в своей жизни заорал сиплым голоском:
"Ку-ку-ре-ку!" Помогите, мол, добрые люди! Братец тонет! Но братец не
утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде,
загребая воду своими широкими, перепончатыми лапами. На крик курицы выбежала
из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: "Ахти, грех какой!
Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу".
А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать, бедную.
К.Ушинский

Б.ЖИТКОВ "КРУЖЕЧКА ПОД ЕЛОЧКОЙ"

КРУЖЕЧКА ПОД ЕЛОЧКОЙ
Мальчик взял сеточку - плетёный сачок - и пошёл на озеро рыбу ловить.
Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными
перышками, с круглыми глазками. Глазки - как пуговки. А хвостик у рыбки -
совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски. Взял мальчик
кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в
кружечку - пусть плавает пока рыбка.
Поставил под ёлочкой, а сам пошёл дальше. Поймал ещё рыбку. Большую
рыбку - с палец. Рыбка была красная, перышки белые, изо рта два усика
свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку -
бух! Побежал дальше, поймал ещё рыбку - совсем маленькую. Ростом рыбка не
больше комара, еле рыбку видно. Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик,
бросил её в кружечку - совсем не видать. Сам побежал дальше.
"Вот, - думает, - погоди, поймаю рыбу, большого карася".
А подальше, в камышах, жила утка с утятами. Выросли утята, пора самим
летать. Говорит утка утятам:
- Кто поймает рыбку, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не
хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие - ёрш, например. Принесите,
покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.
Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех.
Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы
водятся? Видит: под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. "Дай-ка
загляну".
Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда - всюду стекло.
Подошёл утёнок, видит: ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И -
скорее к маме.
"Я, наверное, первый. Самый я первый рыбу поймал - я и молодец".
Рыбка красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам
тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега - к маме напрямик.
Мальчик видит: летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве
держит рыбку, красную рыбку с палец длиной.
Крикнул мальчик во всё горло:
- Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!
Замахал руками, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.
Испугался утёнок да как крикнет: "Кря-кря!" Крикнул "кря-кря" и рыбку
упустил.
Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала перышками, поплыла
домой.
"Как же с пустым клювом к маме вернуться!" - подумал утёнок, повернул
обратно, полетел под ёлочку.
Видит: под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке -
водица, а в водице - рыбки.
Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым
хвостиком. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками.
Глазки - как пуговки. А хвостик у рыбки - совсем как шёлковый: голубенький,
тоненький, золотые волоски.
Подлетел утёнок повыше и - скорее к своей маме.
"Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней".
Вот и маму видно. Вот уже совсем близко. А мама крикнула:
- Кря, что несёшь?
- Кря, это рыбка, голубая, золотая - кружечка стеклянная под ёлочкой
стоит.
Вот и опять клюв разинул, а рыбка - плюх в воду! Голубенькая рыбка с
золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.
Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в
кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно.
Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.
- Где ж у тебя рыбка? - спросила утка. - Ничего не видно.
А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: "Я хитрый! Ух, какой я
хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв - упущу рыбку. Два раза
ронял".
А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло.
Испугался утёнок: "Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!"
Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют.
А утка кричит утёнку:
- Ну, а теперь ты покажи, что принёс!
Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.
Б.Житков

Поговорите с ребенком о том, свою ли рыбку пытался принести утенок маме, и почему мама все равно не обрадовалась бы такой рыбке.
Познакомьте ребенка с поговоркой: НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РТА НЕ РАЗЕВАЙ.
Соберите незадачливого утенка их кубиков "Собери картинку. ЖИВОТНЫЕ"

Б.ЖИТКОВ "ГАЛКА"

ГАЛКА
У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить,
улетала на волю и назад прилетала.
Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на
умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела:
где колечко? А колечка нет.
Она крикнула брату:
- Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?
- Ничего я не брал, - ответил брат.
Сестра поссорилась с ним и заплакала.
Бабушка услыхала.
- Что у вас тут? - говорит. - Давайте мне очки, сейчас я это кольцо
найду.
Бросились искать очки - нет очков.
- Только что на стол их положила, - плачет бабушка. - Куда им деться?
Как я теперь в иголку вдену?
И закричала на мальчика.
- Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?
Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, - а над крышей галка летает,
и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся - да это очки! Спрятался
мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не
видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.
Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:
- Говори, где мои очки?
- На крыше! - сказал мальчик.
Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины
очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом
разных денежек много штук.
Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:
- Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.
И помирились с братом.
Бабушка сказала:
- Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.
Б.Житков

Поговорите с ребенком о том, стоит ли огорчаться и обижаться, если тебя напрасно обвиняют в чем-либо. Перечитайте в рассказе место, в котором говорится о том, как поступил мальчик, когда сестра и бабушка стали на него сердиться.
Эта история закончилась хорошо. Но напоседок все же стоит подумать, почему это сестренка и бабушка стала сердиться именно на мальчика? Не значит ли это, что он на самом деле был шалун?

М.ПРИШВИН "ОСЕННЕЕ УТРО"

ОСЕННЕЕ УТРО
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза,
и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птицами. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
М.М.Пришвин

Короткий и до краев наполненный образами рассказ. Обратите внимание ребенка на то, что день может открыть глаза, а листья умеют летать вместе с птицами. Да и полет этот у всех, оказывается, тоже разный. Может, самое время сесть и нарисовать и листья, и себя, летящего в осеннем небе? Предложите это ребенку...

Сказка — и не сказка... А читать Г. Снегирева так здорово!

СЛОН
В апреле Таня с мамой пошли в зоопарк.
В пруду плавали дикие гуси, лебеди. А одна утка — мандаринка, жёлтая, как мандариновая корочка, — подошла к решётке и закрякала. Она просила у Тани кусочек хлеба.
В другой клетке бегал шакал. Он линял, и рыжая шерсть на нём висела клочьями. Шакал был похож на простую дворняжку и немножко на лисицу.
Больше всего Тане понравились лохматые яки. Шерсть у них волочилась по земле, как щётка; на спине горб, жуют сено и смотрят на всех сердито.
В соседней клетке павлин распустил свой хвост. Какой-то мальчик просунул руку и хотел вырвать у павлина из хвоста перо. Павлин закричал, сложил хвост и убежал к себе в домик. Все засмеялись, а один старичок сказал мальчику:
— Если каждый будет у павлина перья рвать...
В клетке, где живут бобры, никого не было. Таня долго стояла, ждала, может, бобёр из норы вылезет, но так и не дождалась. Бобры днём не вылезают.
А в одной клетке было совсем темно. Таня думала, что там никого нет, присмотрелась — в темноте горят два жёлтых глаза. Это был филин.
Таня испугалась, и они с мамой поскорей пошли к слону.
Слон жил в большом доме со ступеньками, внутри было жарко, темно и пахло, как в сарае, где живут коровы.
Слон обедал. Сторож навалил ему целую копну сена и принёс ведро моркови. Слон осторожно понюхал хоботом морковку и отправил её в пасть. Сначала он съел всю морковь, а потом принялся за сено.
Сторож стал выметать остатки сена, а слон прижимал его к стене. Он у него просил моркови.
— Ну, ну, не балуй! — закричал сторож и ударил слона метлой.
Слон свернул хобот и отошёл.
Таня возвращалась с мамой домой.
— Почему слона не выпускают в садик? Ему хочется на солнышке погулять.
— Слон старый, а в саду холодные лужи. Он промочит ноги и простудится, — сказала мама.
— А как же яки?
— Яки живут высоко в снежных горах, они привыкли к холоду. А слон родился в Индии, где всегда тепло.
Таня каждое утро подходила к окну и смотрела: есть ли ещё на дворе лужи.
И однажды в мае, когда распустились на чёрных деревьях зелёные листочки, земля подсохла и во двор прилетела бабочка-крапивница, Таня закричала:
— Мама, мама, слон уже гуляет!
Г.Снегирев

Каких животных видели Таня с мамой? Покажите ребенку эти фото и вместе вспомните их.
бобр.jpegЛебеди.jpg
мандаринка.jpegпавлин.jpg
филин.jpeg

В.Даль. СТАРИК–ГОДОВИК

СТАРИК–ГОДОВИК
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Рассмотрите с ребенком картины К.Коровина "Пейзаж" и А.Буха "Холодное утро". Что он испытывает, глядя на картины? Где ему жарко, а где холодно? Почему? Где хочется грустить? радоваться и веселиться?

Копия К.Коровин Пейзаж.jpgА.Бух. Холодное утро.jpg

КОЛОСОК (украинская народная сказка)

ПРИГОТОВЬТЕ ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВКИ ЭТОЙ СКАЗКИ ПЕТУШКА ИЗ НАБОРА КУБИКОВ "ПРЕДМЕТЫ" И ДВУХ МЫШАТ: МЫШОНКА ИЗ КУБИКА "КОШКИ–МЫШКИ" И МЫШОНКА ИЗ НАБОРА КУБИКОВ "ЧЬЕ ЛАКОМСТВО"

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я!-закричал один.
- Только не я!-закричал другой.
- Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я!-закричал Круть.
- Только не я!- закричал Верть.
- Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
- Только не я!-запищал Круть.
- Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
- Ты нашёл! - громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
Мальцева И. В.
15.12.2011 00:22

Оставить комментарий

Новости и события

Марафон #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

ПРИМИ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

18.05.2017