• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Игры на летней веранде

В этой рубрике мы расскажем о том, в какие игры можно поиграть с ребенком во время летней прогулки. В основе нашей летней коллекции - разработки замечательного специалиста по развитию детей раннего возраста Светланы Николаевны Теплюк (книга "Занятия на прогулке с малышами"). Пожалуйста, делитесь своими идеями проведения веселого летнего досуга с вашими детками!

ТОНУТ-ПЛАВАЮТ 


Цель: уточнить знания ребенка о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде.
Ход игры:
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло!
А раз стало сухо (и, наверное, очень жарко), можно организовать игру с водой! Надо налить ее в надувной бассейн (тазик и т.д.), который стоит в тени деревьев на траве. Ребенок берет ведерко, зачерпывает прохладную водичку из большого ведра (оно стоит на крыльце или в другом месте, но не рядом с бассейном), не спеша несет ведерко к бассейну, стараясь не расплескать воду, и выливает ее в бассейн. Рядом с ним стоит кувшин с теплой (нагретой солнцем водой). Где теплая вода? А где холодная? Нужно попробовать узнать это на ощупь. А где воды больше: в кувшине или бассейне? А как быстро сделать теплой холодную воду? (вылить в нее теплую!)
Что делать, если нужно перелить воду из кружки в бутылочку? Как ни стараемся, вода все равно проливается мимо… Для этого умные люди придумали воронку. Через нее можно лить воду, быстро наполняя бутылочку и не проливая мимо ни капельки! Только лить водичку нужно тонкой струйкой. Вот как водичка запела свою песенку: с-с-с….. А может быть: ж-ж-ж… А ты какую песенку слышишь?
Вот и набрали водичку в бутылочку. Набрали в кружечку. Набрали в чашечку. А в сито можно набрать? Почему нельзя? Правильно, у него же все донышко в дырочках, водичка никак не набирается. А в воронку можно водичку набрать? Есть у воронки донышко?
Поиграем в угадайку: будем пускать в бассейн разные игрушки и предметы и угадывать: что будет тонуть, а что - плавать? Вот пластмассовый шарик (резиновая игрушка, металлическая машинка, бумажный кораблик, деревянный кирпичик из строительного материала, камешки, шишки, ракушки, травинка, веточка и т.д.) Легкие предметы плавают, а тяжелые – тонут. Просим малыша взять в каждую руку по одному предмету и сравнить их по весу, сказать, какой из них будет плавать, а какой – нет.

ВСТРЕЧАЕМ ГОСТЕЙ
Цель: уточнить знания ребенка о том, какие животные что едят и как.
Ход игры:
Сегодня к нам придут гости. К их приходу нужно подготовиться. Где мы будем их встречать? Чем мы будем угощать? Нужно пол подмести, посуду расставить, стол украсить (на стол нужно поставить вазочку с букетом цветов).
Вот идет медвежонок. Смотри, как он шагает. Его так и зовут: МЕДВЕЖОНОК-ШАГАЛКИН. Садись, медвежонок! Сейчас мы тебя угощать будем! Что на стол для медвежонка поставим? Правильно, мед! (В баночке налит крепкий чай или подкрашенная краской вода желтого или коричневого цвета).
А это кто скачет? Привет, ЗАЙЧИК-СЕСТРИЧКА! Садись за стол. Кладем для зайчика морковку (ее можно слепить, взять настоящую морковку с огорода, а можно положить вместо нее на тарелочку толстую короткую палочку).
А это кто мычит? Здравствуй, КОРОВА КРАСУЛЯ! Тебе нужен самый большой стул и самая большая тарелка. Садись сюда, а мы тебе свежей травки дадим (на тарелку кладется пучок сорванной травы).
А теперь давай для гостей пирог испечем. У нас есть сито, леечка, воронка, ведерко, бутылочка, совок. И, самое главное, у нас есть песок. Сначала насыплем его в бутылочку. Сыпать нужно аккуратно, через воронку. А набирать – совочком. Сухой песок сыплется тонкой струйкой. А теперь насыплем песок в сито. Почему не получается? Да, песок в сите не остается, через сито его можно только просеивать. ПЕСОК СУХОЙ, СЫПУЧИЙ.
А теперь я налью на него немного воды и помешаю совочком. Песок стал влажный. Даже по цвету он стал другим. Сразу видно, где сухой, а где влажный песок. Попробуем насыпать его в бутылочку. Почему не сыплется? Он не сыпучий, не сухой, он ВЛАЖНЫЙ. А как можно узнать, какой песок: сухой или влажный?
Вот из влажного песка и будем печь пирог (насыпаем его горкой на большую тарелку или поднос, придаем округлую форму, украшаем цветами или камешками).
Испекли мы каравай,
Гостей побольше созывай!

ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ В ВЕК ТЕХНОЛОГИЙ

Ну вот и пришло время вернуться на летнюю веранду! Узнаем же о том, как обычные игры с песком могут способствовать развитию мышления ребенка и его деловитости!

ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ В ВЕК ТЕХНОЛОГИЙ
Цель: пополняем знания ребенка о свойствах песка (сухой песок сыплется, из влажного можно лепить); учим пользоваться лейкой, готовим из песочного теста - осваиваем полный производственный цикл (технологическую цепочку).
Ход игры:
Предложите ребенку насыпать сухой песок в пластмассовую бутылочку. Почему-то песок плохо насыпается… Предложите малышу взять воронку, обратите его внимание на то, что песок начинает сыпаться в бутылочку сухой струйкой. А что если попробовать насыпать песок в сито? Интересно, почему не получается? Почему песок просыпается сквозь сито? Да, в сите много дырочек, через них песок проходит, просеивается. Сито нужно для того, чтобы просеивать песок. Какой СЫПУЧИЙ песок! Как интересно его просеивать через сито и насыпать через воронку в бутылочку! (уделите занятию с этими предметами достаточное внимание)
Посмотри, я наберу немного песочка в ведерко, налью в песок немного водички и помешаю его совочком. Попробуем просеять этот песок через сито. Почему-то он совсем не просеивается! И через воронку он проходить не хочет, не сыплется тонкой струйкой… Интересно, почему? Конечно, потому что раньше у нас был СУХОЙ песок, а теперь он стал МОКРЫЙ, ВЛАЖНЫЙ. СУХОЙ ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А МОКРЫЙ – НЕТ. Проверим это еще раз? (повторяем действия по насыпанию и просеиванию разного песка в воронку и сито)
А как отличить мокрый песок от сухого? Где какой? Да, у них разный цвет: Влажный песок – темный, а сухой – светлый. А интересно, узнают ли влажный и сухой песок наши ладошки? (пробуем определить влажный и сухой песок на ощупь) Влажный песок можно брать комочком, кучкой, ведь вода склеила песчинки между собой. Из такого склеенного песка можно делать пирожки, куличи. Ведь мокрый песок – это настоящее песочное тесто!
А теперь давай смочим песок водой из леечки и получим песочное тесто. Для этого песок после первого полива нужно копнуть совочком, перемешать нижний слой песка с верхним и снова полить его из леечки. Если сверху песок будет влажным, а снизу останется сухим, тесто не получится! Теперь наберем песочное тесто в формочку и приготовим пирожное для куклы. (в процессе приготовления пирожных допускайте нарушение рецептуры: «нечаянно» кладите в формочку сухой песок вместо мокрого или вместе с ним и размышляйте над тем, почему результат не всегда оправдывает ожидания…)
Обратите внимание ребенка на то, что песок должен заполнить формочку до самых краев. Его можно класть «с горкой», чтобы потом прихлопнуть (утрамбовать) его совочком, сделав поверхность ровной. Тогда песок уж точно заполнит все места в фигурной формочке, и будущее пирожное получится без изъянов…
Технология приготовления пирожков, пирожных и куличей состоит из нескольких этапов. После того, как освоен первый и второй этапы (ребенок готовит мокрый песок с помощью леечки, осознанно набирает в емкость только мокрый песок и утрамбовывает его совочком), покажите ему, как следует готовить поверхность для будущего кулинарного шедевра. Место, где тот будет находиться, нужно разровнять, то есть утрамбовать мокрый песок (лучше использовать именно его) широкой лопаточкой или совочком (вот почему в песочном наборе должно быть несколько лопаточек и совочков!). Конечно, перевернуть формочку можно и на тарелочку, но вначале лучше предоставить малышу более широкое место для «маневров».
Вслед за третьим этапом наступает самый ответственный четвертый этап – этап переворачивания формочки. Делать это нужно быстро, одним движением. Вот какие приемы способствуют успеху данного процесса: 1)формочку следует приподнять руками над местом «посадки» (поверхности песка) и обхватить ее снизу кончиками всех пальцев одной руки; 2)затем следует опустить руку с формочкой как можно ниже к поверхности песка; 3)быстро перевернуть и тут же отпустить формочку.
Разумеется, для начала выбирайте формочки, способствующие успеху малыша: небольшие, округлые, хорошо умещающиеся в детской руке (вот почему в песочном наборе должно быть несколько видов формочек!).
Не откажите ребенку в удовольствии зафиксировать успех – похлопать по формочке лопаточкой или совочком, чтобы весь песок с донышка формочки отлип (бывает ведь такая неприятность, что этого не происходит…)
После выполнения этого этапа работы наступает не менее ответственный заключительный этап. Ох, какое разочарование ждет тех, кто им пренебрегает! Следует вновь обхватить формочку пальцами руки и начать медленно приподнимать ее строго вертикально. Торопливость и изменения в направлении движения часто приводят к тому, что готовое песочное угощение крошится прямо на глазах…
Наступает время украшения угощения. В ход могут идти мелкие камушки, веточки, цветы. А вот и гости на пороге! Милости просим!

ЦВЕТНЫЕ ПРОГУЛКИ

Летние прогулки – прекрасная возможность прогуляться с ребенком к летним цветочным клумбам, лужайкам и рассмотреть цветы. Именно цветы помогут уточнить представления ребенка о цветовых оттенках. Лучше, если таких прогулок будет несколько, и каждая прогулка в отдельности будет посвящена какому–то одному цвету.
Красный цвет
Скажите ребенку, что сегодня красный цвет приготовил ему очень большой сюрприз: оказывается, цвет может быть разным, иметь разные оттенки. И рассмотреть эти оттенки можно хоть сейчас! Стоит только встретить на прогулке красные цветы.
Вот насыщенный красный цвет, вот – более темный, а вот самый темный из всех. Ищите цветы с разными оттенками красного и давайте названия этим оттенкам: коралловый (светло–красный), алый (ярко–красный), клюквенный (темно–красный), багровый или багряный (густой красный, кровавого цвета), розовато–красный или земляничный.
Одновременно с этим обращайте внимание ребенка на то, какие цветы имеют оттенки красного цвета, какой из оттенков оказался самым распространенным, а какой — самым редким.
Белый цвет
Скажите ребенку, что сегодня его на прогулку приглашает белый цвет. Рассматривая цветы, в составе которых есть белый цвет, называйте его оттенки: снежно–белый или белоснежный, кипенный (цвет белой пены), молочно–белый, сахарный, лилейный.
Как и в первый раз обращайте внимание ребенка на то, какие цветы именно имеют оттенки белого цвета, какой из оттенков оказался самым распространенным, а какой — самым редким.
Синий цвет
Редкий в природе цвет, а потому – уделим ему внимание, пригласив малыша на «синюю» прогулку. Какие цветы порадовали глаз ярким синим цветом? Светло–синим или васильковым? (только ли василек?) Темно–голубым (цикорий), светло–голубым (колокольчик) и бледно–голубым?
Желтый цвет
На «желтой» прогулке найдите яркий желтый, светло–желтый или соломенный, светло–желтый или канареечный, кремовый, бледно–желтый или восковой.
Поинтересуйтесь, какие цвета особенно нравятся ребенку, что он чувствует, глядя на тот или иной цвет.
Какие цветы оказались настоящими модниками: их наряды могут быть разных оттенков одного цвета или даже разных оттенков разных цветов?
А после настоящих цветных прогулок предложите ребенку «прогуляться» по нашему виртуальному цветнику: рассмотрите фото разных цветов и назовите разные оттенки. Правда, красота?

Еще колокольчики.jpgМак.jpg
Нежные колокольчики.jpgколокольчик синий.jpg
Петунья.jpg
Лилия.jpg
Лилии.jpg
Еще лилия.jpg
Алый мак.jpg
Мальцева И. В.
15.12.2011 15:36

Оставить комментарий