• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Часть 6. Развитие ребенка на седьмом месяце жизни

6 – 7 месяцев 
Умение №20. Знакомимся со свойствами разных игрушек 

МЯКИШИ», которые рекомендуется использовать на занятиях: 
—КУБ БОЛЬШОЙ 30х30; 
—КОЛЕЧКИ любой мягкой ПИРАМИДКИ, а также любую ГОЛОВКУ-насадку или КОЛПАЧОК-КОНУС; 
—игрушки-детали любой мягкой ПОДВЕСКИ; 
—кубики любого набора СОБЕРИ КАРТИНКУ; 
—формы УЛИТКИ С СУНДУЧКОМ или ДИДАКТИЧЕСКОГО НАБОРА; 
—небольшие детали любого мягкого КОНСТРУКТОРА; 
—любой НАБОР МЯЧЕЙ; 
—ПТИЧКА из трансформера ИЗБУШКА; 
—мячи МАЛЫШОК или РАДУГА; 
—любая мягкая ПОГРЕМУШКА. 

Поставьте перед малышом большой куб-«МЯКИШ», наполненный различными по форме, размеру и цвету мягкими игрушками небольших размеров. Расстегните застежку на кубе и вместе с малышом доставайте предметы, побуждая его ощупывать их и перекладывать из одной руки в другую. В начале игры можно прочитать потешку: 
Что за терем-теремок! 
Он не низок, не высок! 
Сколько в нем игрушек, 
Мягких погремушек! 
Доставай-ка поскорей, 
Да играть зови друзей! 

«МЯКИШ»-СОВЕТЫ 
• количество игрушек для игры вы можете менять в зависимости от того, насколько малыш будет увлечен игрой; 
• обязательно рассказывайте крохе о предмете, который оказывается у него в руках, например: «Вот красный кубик. Какой маленький красный кубик! Мягкий маленький красный кубик!» 

Умение №21. Повторяем отдельные слоги и слоговые сочетания (лепечем) 

«МЯКИШИ», которые рекомендуется использовать на занятиях: 
—любая термоигрушка серии ДОКТОР МЯКИШ; 
—мягкие книжки "ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" или "КОШКИ–МЫШКИ"; 
—любая игрушка-ПЕРЧАТКА или игрушка-РУКАВИЧКА; 
—ГОЛОВКА-насадка любой мягкой ПИРАМИДКИ; 
—ГОЛОВКА–мячик любого НАБОРА МЯЧЕЙ; 
—погремушка МАТРЕШКА ДОЧКИ–МАТЕРИ; 
—погремушка ЗАЙЧИК–КОЛЕЧКО; 
—УЛИТКА С СУНДУЧКОМ. 

Установите с малышом зрительный контакт и начинайте весело произносить потешку: 
Ай, ду-ду, ай, ду-ду! 
Зайку (мишку, собачку) снова я ищу! 
Ай, ди-ди, ай, ди-ди! 
Ты искать со мной пойди! 
Ай, ту-ту, ай, ту-ту! 
Без тебя я не найду! 
Затем покажите малышу игрушку, поиски которой вы так весело организовывали, и продолжите: 
Ай, бу-бу, ай, би-би! 
Зайку (мишку, собачку) быстро мы нашли! 
Произносите слова потешки весело и эмоционально, побуждайте малыша произносить часто повторяемые в потешке слоги. 

Вот потешки с другим «набором» повторяющихся слогов: 
Ай, чи-чи, ай, чи-чи! 
Сидит Котик (мышка) на печи! 
Ай, би-би, ай, би-би! 
Высоко сидит, смотри! 

А еще — быстро показывайте малышу картинки мягких книжек, называйте объекты и озвучивайте их (примеры — в методических описаниях к мягким книжкам в нашем Каталоге). 

«МЯКИШ»-СОВЕТЫ 
• воздействуйте на ребенка не только голосом, но и своими движениями, мимикой (хлопайте в ладоши, качайте головой, заставляйте «танцевать» и игрушку в ваших руках и т.п.); 
• чтобы поддержать внимание и сосредоточенность ребенка, произносите одни и те же звукосочетания и слова потешки сначала обычным голосом, затем - шепотом, позже - с разной интонацией. 

Умение №22. Схватываем игрушки ладошкой или всеми пальчиками 

МЯКИШИ», которые рекомендуется использовать на занятиях: 
—объемные игрушки-детали любой мягкой ПОДВЕСКИ; 
—погремушка МАТРЕШКА ДОЧКИ–МАТЕРИ (неваляшка–дочка); 
—МОРЯЧОК из мягкого КОНСТРУКТОРА; 
—КОТЯТА из трансформера КОШКИН ДОМ; 
—кубик МЯКИШ—ВКЛАДЫШ; 
—кубик КОШКИ–МЫШКИ; 
—мягкие книжки "ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" или "КОШКИ–МЫШКИ". 

Первая игра. Привяжите к объемной игрушке тесемочку (или тяните ее за уже имеющуюся тесьму) и покажите ее малышу. Дайте конец тесьмы малышу. Проследите за тем, чтобы малыш правильно взял конец тесьмы в свою ручку (большой пальчик должен быть противопоставлен всем остальным пальчикам руки). Скажите: 
Это кто же там такой 
Возвращается домой? 
Побуждайте малыша подтягивать игрушку к себе за тесьму и брать ее раскрытыми ладонями рук. 

Вторая игра.Поиграйте в возвращение игрушки «домой», когда малыш лежит на животике. Вновь помогите ему правильно схватить тесьму, подтягивать за нее игрушку, а потом брать ее ладонями рук. 

Третья игра. Учите кроху раскрывать мягкую книжку, удерживая края книги двумя руками, а затем – соединять руки по центру перед собой, тем самым закрывая книжку. 

«МЯКИШ»-СОВЕТ 
Привязывайте к игрушке более широкие ленты или объемные крученые веревочки для того, чтобы малыш получил более разносторонний опыт захватывания самых разных предметов. 

7 месяцев 
Умение №23. Находим взглядом игрушки, находящиеся на своих местах 

«МЯКИШИ», которые рекомендуется использовать на занятиях: 
—ЛЮБЫЕ ИГРУШКИ–МЯКИШИ, которые после игры постоянно ставятся на одно и то же видное место (на полочку, столик и т.д.) 

Первая игра. Начинайте совместный обход вашего дома, держа малыша на руках. Остановитесь у игрушки-МЯКИША, которой вы сегодня уделите особое внимание (например, термоподушечки Зайчика). Скажите: «Вот Зайчик! Это Зайчик! Какой красивый Зайчик! Смешной Зайчик! Сидит Зайчик на полочке» (важно, чтобы в каждом вашем предложении было слово «Зайчик»). Прикоснитесь к игрушке ручкой малыша. 

Вторая игра. Теперь совместный обход вашего дома планируйте провести так, чтобы на вашем пути встретились все те игрушки-МЯКИШИ, с которыми малыш уже знаком (они обязательно должны стоять на тех же местах). Например, встав недалеко от знакомого Зайчика, задайте вопрос: «Где Зайчик?» Дождитесь реакции ребенка, который должен посмотреть на игрушку. Если малыш при этом блуждает взглядом, задайте повторный вопрос: «Где же наш Зайчик?», побуждая его сосредоточится на нужном объекте. 

«МЯКИШ»-СОВЕТЫ 
• в случае затруднения, подносите малыша как можно ближе к игрушке (чтобы она оказалась прямо перед его лицом); 
• если малыш находит игрушку взглядом довольно быстро, не подносите его к ней лицом (пусть он сам поворачивает к игрушке голову); 
• в этот период малыш начинает узнавать свое имя и реагировать на него, поэтому, задавая ему вопросы, обращайтесь к нему по имени как можно чаще. 

Умение №24. Одновременно удерживаем игрушки в каждой руке 

«МЯКИШИ», которые рекомендуется использовать на занятиях: 
—КОЛЕЧКИ любой мягкой ПИРАМИДКИ, а также ГОЛОВКУ-насадку или КОЛПАЧОК-КОНУС; 
—мячи МАЛЫШОК, ШНУРИК, РАДУГА; 
—игрушки-детали любой мягкой ПОДВЕСКИ; 
—кубики любого набора СОБЕРИ КАРТИНКУ; 
—формы набора УЛИТКИ С СУНДУЧКОМ; 
—небольшие детали любого мягкого КОНСТРУКТОРА; 
—любой из НАБОРА МЯЧЕЙ; 
—любая мягка ПОГРЕМУШКА; 
—МАШИНКА КАЧАЛКА или МАШИНКА ВЕСЕЛЫЕ ДРУЗЬЯ; 
—детали ПАРОВОЗИКОВ ПЕЧКИ–ЛАВОЧКИ, ВРЕМЕНА ГОДА. 

Начинайте произносить слова потешки в очень медленном темпе (это необходимо, чтобы ребенок успел ощупать предлагаемые ему предметы): 
На веселой ярмарке творятся чудеса! 
Продают товары – просто красота! 
Вот – колечко! 
Протяните ребенку мягкое колечко так, чтобы он взял его одной рукой. 
Вот еще! 
Протяните ребенку второе колечко. Если он роняет при этом первое, вновь вложите «потерянную» игрушку в его ручку и коснитесь новой игрушкой пальчиков его свободной руки. 
Тут есть кубик! 
Продолжите игру, протягивая ребенку следующую игрушку (какую-либо руку он при этом буде освобождать, роняя прежнюю игрушку, чтобы взять новую). 
Есть еще! 
Вот машинка, колпачок, 
Есть колечко, Морячок! 
(называть предметы вы можете в любом другом порядке, делая это не только в стихотворной форме) 

«МЯКИШ»-СОВЕТЫ 
• каждый раз меняйте порядок представления игрушек; 
• побуждайте малыша сближать свои ручки с игрушками друг к другу, рассматривать их. 

7 - 8 месяцев 
Умение №25. Повторяем отдельные слоги и слоговые сочетания (лепечем), подражая другому человеку 
«МЯКИШИ», которые рекомендуется использовать на занятиях: 
— котята из трансформера КОШКИН ДОМ; 
— две любых рукавички или перчатки: КОТЕНОК, СОБАЧКА, МИШКА, СОБАЧКА, МИШКА, МЫШКА, ОБЕЗЬЯНКА, ЗАЙКА, ЛИСИЧКА; 
— кошку и мышку мякой книжки КОШКИ–МЫШКИ или кубика КОШКИ-МЫШКИ; 
— две термоигрушки — животные серии ДОКТОР-МЯКИШ. 
Покажите малышу две игрушки и начинайте произносить потешку: 
Красота! Красота! 
Та-та-та! Та-та-та! 
(поизносите слова и слоги весело и громко, делая паузы, чтобы малыш смог повторить эти же сочетания) 
Жили-были две подружки, 
Две подружки-веселушки! 
Вы их видели вчера? 
Да-да-да? Да-да-да? 
(поизносите эти слова и слоги с вопросительной интонацией, побуждая малыша произнести слоги почти также) 
Целый день играли, 
Целый день плясали! 
Песни голосили, 
Хоть их не просили! 
У-у-у-у! И-и-и-и! О-о-о-о! 
(произносите слова и звуки с громкой интонацией и дождитесь повторения звуков от малыша) 
К вечеру устали, 
Голос потеряли! 
М-м-м-м-м-м. 
(«промычите», не повышая голос, побуждайте малыша повторить «мычание») 
«МЯКИШ»-СОВЕТЫ 
Побуждая ребенка к ответному лепету, хлопайте в ладоши, качайте головой, улыбайтесь, произносите слова потешки повторно и т.п. 

8 месяцев 
Умение №26. Вынимаем и вкладываем разные игрушки 

«МЯКИШИ», которые рекомендуется использовать на занятиях: 
— УЛИТКА С СУНДУЧКОМ 
Поставьте перед малышом Улитку и прочитайте потешку: 
Улитка-улитка, 
Собралась к калитке. 
В долгий путь взяла сундук, 
Что лежит в нем, милый друг? 
Помогите малышу открыть застежку на сундучке и достать из него поочередно каждый предмет: пирамидку, кубик, мячик. 
После того, как малыш достанет последнюю игрушку, предложите ему снова заполнить сундучок. Для этого сами положите в него первый предмет: медленно поднимите свою руку с игрушкой над раскрытым сундучком, разожмите пальцы и обрадуйтесь, когда игрушка окажется в сундучке. 
В путь пора улитке, 
До самой до калитки. 
Мы улиточке поможем - 
В сундучок игрушки сложим! 
Затем возьмите ручку малыша с игрушкой в свою и слегка потрясите ею над сундучком Когда пальчики малыша разожмутся, весело скажите: «Бах! Упала!». В конце игры возьмите ручки малыша в свои и накройте сундучок крышкой. 
«МЯКИШ»-СОВЕТ 
Подобную игру можно затеять с любыми другими игрушками-Мякишами небольших размеров, вынимая и вкладывая их, например, в мягкий куб. 

Умение №27. Захватываем игрушки двумя или тремя пальчиками 
«МЯКИШИ», которые рекомендуется использовать на занятиях: 

— котята из трансформера КОШКИН ДОМ 
Привлеките внимание малыша к котятам, выдвинутым наполовину из своих отверстий. Показывая на них, скажите: 
Вот так домик для котят! 
Котята в нем с утра сидят. 
Вы ж не мышки, вы ж котята, 
Вот так домик для котят! 
Котята в нем с утра сидят. 
Выходи гулять, ребята! 

— кошку и мышку мякой книжки КОШКИ–МЫШКИ или кубика КОШКИ-МЫШКИ 
Привлеките внимание малыша к кошке и мышке, выдвинутым наполовину из отверстий кубика или лежащих на ваших ладонях (книжка). Показывая на них, скажите: 
Кошка с мышкой разгулялись, 
Расшалились, разыгрались. 
Где же кошка? Где мышонок? 
Спутать можно лишь спросонок! 

Первая игра. Покажите ребенку, как следует вытягивать игрушки наружу, из "домиков" или брать с вашей ладони, взявшись за них кончиками трех пальчиков. Помогите ему правильно сложить свои пальчики. 
Вторая игра. Покажите ребенку, как следует вытягивать игрушки из отверстий или брать их с вашей ладоней, взявшись за них кончиками двух пальчиков. Побуждайте малыша ощупывать фигурки и перекладывать из одной руки в другую. 
«МЯКИШ»-СОВЕТ 
Старайтесь «включать» в игру обе руки ребенка поочередно.

Мальцева И. В.
12.12.2011 11:58

Оставить комментарий