• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ. ЧТЕНИЕ ПО ДОМАНУ

СУТЬ ЧТЕНИЯ "ПО ДОМАНУ" 

Доман считает чтение важнейшим элементом интеллектуальной программы развития ребенка. Отсюда – его совет начинать учить ребенка читать как можно раньше. Логика ученого проста и понятна: если с самого рождения, слыша вокруг себя речь взрослых людей, любой здоровый малыш к году-двум начинает говорить, значит, он с той же легкостью мог бы усваивать в этом же возрасте и письменную речь. 
Причем обучать ребенка чтению следует не буквами, а сразу целыми словами. Ведь чтение – это функция мозга, а для мозга не имеет значения «слышит» он слово или «видит». Главное, чтобы слово звучало громко и отчетливо, а еще - было изображено большими яркими буквами. Доман обращает внимание на тот факт, что буквы, составляющие слово, являются для ребенка абстракциями в отличие от реального предмета, поэтому легче «узнать» цельный буквенный образ (выучить слово, обозначающее предмет), чем запомнить отдельную букву. Вот когда малыш уже научится читать, ему следует показать алфавит, научить его называть буквы и рассказать, зачем они нужны. На этих принципах и построено обучение ребенка чтению целыми словами (так называемое «глобальное чтение»). 
Доман считает, что оптимальный возраст для начала обучения малыша чтению слов - три-шесть месяцев. Начать в год - тоже неплохо. А вот после двух лет ребенка учить будет все сложнее с каждым годом. 

ЧТЕНИЕ ПО ДОМАНУ. ИНТСТРУМЕНТАРИЙ К ЗАНЯТИЯМ 

«Инструментарий» к занятиям представляет собой карточки с написанными словами, исполненные особым образом: 
• для карточек берется достаточно плотный белый картон размером 10х50см; 
• слова на карточках пишутся крупными красными буквами (они наилучшим образом привлекают внимание маленького ребенка): толщина шрифта около 1,5см, а высота букв - 7,5см. (все это с учетом недостаточной развитости зрительного восприятия младенцев); 
• слова на карточках пишутся только печатными буквами (прописные буквы можно использовать только при написании имен собственных); 
• располагать слова на картонных полосках следует так, чтобы они не были смещены к краям карточки: поля в 1,5см вокруг слова – место для пальцев, которыми карточка и будет удерживаться; 
• на обратной стороне карточки обычным почерком следует написать то же самое слово, но уже в верхнем левом углу (в качестве подсказки маме, которой не придется тогда заглядывать на другую сторону, чтобы назвать слово ребенку); 
• постепенно красные печатные буквы следует сменить на красные прописные буквы, а их, в свою очередь, на прописные черные буквы. И те, и другие, и третьи поначалу должны быть достаточно велики (до 7,5см) и лишь с развитием визуальных возможностей ребенка уменьшаться в размерах; 
• необходимо заготовить заранее как минимум 200 слов, для того, чтобы под рукой всегда был новый материал: он снизит риск отставания к минимуму; 
• в случае неготовности нового материала лучшим выходом из положения будет прерывание занятий на время подготовки новых карточек, но никак не повторное использование старых слов (по убеждению Домана это сведет программу обучения на нет). 

Последовательность обучения чтению очень проста и занимает пять этапов, на которых малышу предъявляются 
• отдельные слова (карточки со словами затем пригодятся и для других этапов); 
• словосочетания; 
• простые предложения из двух слов; 
• распространенные предложения из трех и более слов; 
• книги. 

Можно открыть собственную «мастерскую» по изготовлению карточек для чтения, не дожидаясь возможности покупки готового материала. Этот процесс можно освоить с помощью домашней оргтехники. 

ЧТЕНИЕ ПО ДОМАНУ. ЭТАП ПЕРВЫЙ: ЧТЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ 

ВНИМАНИЕ! Карточки не вешаются на стену! Держите их вы, более того, предъявляете крохе одну за другой очень быстро. 
Вот как следует начать первый день занятий. 
Выбрав время, когда малыш хорошо себя чувствует, начните занятие: удобно усадите ребенка перед собой, возьмите пять карточек (это первая серия) и, держа их стопкой перед его глазами, перекладывайте карточки (последнюю вперед и т.д.), громко и весело произнося каждое слово (они мелко записаны у вас в углах карточек для вашего удобства). Все нужно делать очень быстро, а заканчивать горячими выражениями радости и похвал. Это следует повторять три раза в день. 
То, что карточки следует показывать очень быстро, является принципиально важным моментом методики. Обоснование этому - научные данные о том, что младенец лучше всего «фотографирует» быстро движущиеся объекты. Исходя из этого, Доман делает вывод, что проблема постоянно поддерживать интерес ребенка к занятиям не стояла бы вообще, если бы показы карточек не были бы слишком медлительны с точки зрения самого малыша. Ребенок скучает, потому что его учат слишком медленно, утверждает ученый. Надо полностью доверять малышу и не проверять его (чем он меньше, тем хуже это воспримет). Следует просто учить ребенка читать и верить, что он это может. А доказательством его продвижения вперед является удовольствие, которое он получает от «уроков». 
Слова, которые выучит ребенок, должны обозначать хорошо знакомые ему объекты окружающего мира: членов семьи, животных, любимые продукты питания, части тела, одежду и т.д. Вот примерный словарик на первый день показа: мама – каша – ложка – нога – кошка. 

Этап №1. Примерная тематика карточек по истечении пяти дней 
1 набор:мама, папа, тетя, дядя, Оля 
2 набор: каша, молоко, яйцо, яблоко, суп 
3 набор: ложка, вилка, тарелка, чашка, блюдце 
4 набор:нога, рука, голова, глаз, рот 
5 набор:кошка, собака, птичка, петух, лиса 

Вы можете сами формировать словарик на основе этого образца. 

ВНИМАНИЕ! Карточки можно показывать и в случае, если малыш лежит, а не сидит перед вами. В этом случае карточки следует показывать до 1 м от лица ребенка. 

О ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЙ 
Каждое слово вы предъявляете всего один раз и на одну-две секунды (!), за которые внятно, громко и радостно произносите его целиком, например: «Мама!» 
В первый день вы показываете 5 карточек (это 1 набор) по 1 -2 секунды каждую. Значит, одно занятие занимает от 5 до 10 секунд. Всего за день проходит 3 таких занятия. Значит, за день вы потратите на занятия от 15 до 30 секунд чистого времени (это время самого показа карточек). 
День второй. Показ новых 5-ти карточек 3 раза в день + «вчерашних» 5-ти карточек также 3 раза. Всего-6 занятий. 
День третий. Показ новых 5-ти карточек 3 раза в день + «вчерашних» 5-ти карточек 3 раза + «позавчерашних» 5-ти карточек также 3 раза. Всего-9 занятий. 
День четвертый. Добавляется еще один набор из 5-ти карточек, показывать которые следует 3 раза в день, как и все остальные комплекты. Всего – 12 занятий. 
День пятый. Добавляется еще один набор из 5-ти карточек, показывать которые следует 3 раза в день, как и все остальные комплекты. Всего – 15 занятий. 
С этого момента общее количество занятий с карточками всегда будет равняться пятнадцати и растянется на целый день, но каждое из них будет скоротечно и займет всего несколько минут, включая подготовку к занятию и ваше словесное поощрение малыша за успех в конце занятия. 
О словарике. Доман рекомендовал составлять домашний словарь для малыша из тех слов, которые употребляются в доме достаточно часто (и из тех, что обозначают объекты, существующие в доме). Список слов должен включать не только существительные, но и самые распространенные глаголы, например: бежать, бросать, пить, есть, спать и т.д. (но это не в первых наборах). Других критериев к составлению словаря нет. 
После этого словарь необходимо пополнить прилагательными, обозначающими качества предметов: цвета, размеры, формы и т. д. , а также предлоги. Принцип ввода таких «абстрактных» слов как предлоги следующий: карточки с написанными словами-предлогами можно сопроводить соответствующими картинками, разместив их на обратной стороне. Например, предлог «к» иллюстрируется котенком, идущим мячику, а предлог «под» - мячиком, лежащим под столом. Затем из предлогов и существительных составляются словосочетания, например: «к папе», «под столом» и т.д

ЧТЕНИЕ ПО ДОМАНУ. ЭТАП ВТОРОЙ: СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 

Этот этап является важным промежуточным шагом между отдельными словами и целыми предложениями. Вы сами почувствуете, что пора переходить к составлению различных сочетаний из уже знакомых ребенку слов. 
День первый. Малышу предъявляются комбинации из пар уже выученных им слов. Каждое словосочетание написано на одной «длинной» карточке размером 10 х 50 см. Размер букв можно уменьшить до 5 см. Разумеется, форму некоторых слов придется изменять, чтобы словосочетания получились осмысленными. Как и прежде, все нужно делать очень быстро, повторяя показы по 3 раза за день. Во время показа словосочетаний расположитесь в два раза дальше от малыша, чем при показе отдельных слов, так, чтобы он мог хорошо видеть словосочетание (охватывать взглядом слова сразу, «целиком»). 
Вот примерный словарик на первый день показа: ласковая мама — вкусная каша — чистая ложка — длинная нога — серая кошка. 
Вы можете одновременно продолжать знакомить малыша с новыми словами, то есть помимо 3 занятий со словосочетаниями вы проводите 12 занятий по знакомству с новыми словами. Всего: 15 занятий в день. 
День второй. Показ новых 5 карточек 3 раза в день + «вчерашних» 5 карточек также 3 раза. Всего: 6 занятий. Как и прежде, следует установить определенную последовательность совместного показа старых и новых карточек, начав, например, новыми и заканчивать старыми. 
Примерный словарик на второй день: большой папа — кипяченое молоко — железная вилка — больная рука — лохматая собака. 
Кроме этого, у вас сохраняются 9 занятий по чтению новых слов. Всего: 15 занятий в день. 
День третий. Показ новых 5 карточек 3 раза в день + «вчерашних» 5 карточек 3 раза + «позавчерашних» 5 карточек также 3 раза. Всего 9 занятий по чтению словосочетаний + 6 занятий по чтению отдельных слов. 
Примерный словарик на третий день: грустная тетя —вареное яйцо — глубокая тарелка — умная голова — маленькая птичка. 
День четвертый. Добавляется еще один набор из 5 карточек, показывать которые следует 3 раза в день, как и все остальные комплекты. Всего: 12 занятий. 
Примерный словарик на четвертый день: толстый дядя — красное яблоко — синяя чашка — голубые глаза — смелый петух. 
Не забываем и о 3 занятиях по чтению новых слов. Всего – 15 занятий. 
День пятый. Добавляется еще один набор из 5 карточек, показывать которые следует 3 раза в день, как и все остальные комплекты. Всего: 15 занятий. С этого момента все 15 занятий будут посвящены только карточкам со словосочетаниями. 
Примерный словарик на пятый день: веселый Саша — горячий суп — белое блюдце — открытый рот — рыжая лиса. 
С шестого дня. Накопившиеся за первые пять дней словосочетания следует распределить на 5 наборов по 5 в каждом, согласно общей тематике: «люди», «еда», «посуда», «части тела», «животные». Теперь вы всегда будете оперировать 5 наборами слов. Ежедневное предъявление каждого набора от 5 до 10 секунд по 3 раза в день. Но с шестого дня в каждом наборе надо будет ежедневно заменять по одному слову. 
Таким образом, полное обновление каждого набора произойдет на десятый день с начала занятий. 
Результат: ребенок будет ежедневно знакомиться с 5 новыми словосочетаниями, по одному в каждом наборе, а всего за день он сможет заучить 25 словосочетаний. 
Решение о том, как скоро вы начнете вводить в занятия сочетания слов с другими частями речи (предлог + существительное, глагол + существительное, глагол + наречие и т.д.) – за вами. Это можно делать поэтапно, посвящая словосочетаниям из одних и тех же частей речи определенное время (число занятий), или вводить их вперемешку, в равных долях, одномоментно. 
Важно обратить внимание и на расположение слов в словосочетаниях. В методике Г. Домана расположение двух–трех слов на одной карточке горизонтальное, упорядоченное, сама карточка при этом довольно длинная. В настоящее время появились рекомендации практикующих специалистов использовать не только классический вариант расположения слов (горизонтальное расположение), но и вертикальное (одно слово под другим). Это объясняется задачами развития у ребенка способности одномоментного восприятия большого объема информации. Однако этот совет скорее связан с возможностью уменьшения рабочего поля карточек и, соответственно, с возможностью более легкого их производства (печатания на стандартных листах). Разумеется, это облегчает задачу создания карточек, но при этом лишает ребенка сделать однажды очень важное открытие: между словами есть связь, которая удерживает одно слово рядом с другим. Для того, чтобы эта связь постепенно становилась понятной, гораздо продуктивнее (и вариативнее) применять способ горизонтального скрепления карточек между собой. Такое расположение символично: одно слово «держит» другое рядом. Если же слова расположены друг под другом, такую связь установить по меньшей мере трудно. Вот мама на глазах ребенка скрепляет карточки со словами «сильный» и «ветер» в одну «строчку» и получается «сильный ветер». При следующей презентации карточки меняются местами – «ветер сильный». Наступит время, и малыш услышит: «Ветер какой? Сильный!», и тут же получит возможность проследить за маминой рукой, указывающей сначала главное слово, а потом – зависимое. 
Давайте сохранять логику нашего языка, его структуру, не вторгаясь в нее ради получения практической выгоды.

ЧТЕНИЕ ПО ДОМАНУ. ПОГОВОРИМ О КОНТАКТЕ 

Для того, чтобы контакт с малышом состоялся так, как нужно, и начало занятий смогло бы обеспечить успешность всему процессу, необходимо предусмотреть многое. Успешный «вход» в Доман–систему состоит из многих факторов: учета индивидуальных особенностей малыша, его умения доверять своему наставнику, навыка работы с изображениями (картинками), развитости зрительного и речевого слуха, умения взрослого организовать занятия во времени и в пространстве. Все эти «кирпичики» должны прочно лечь в домашнюю технологию «Вступление в контакт». 
Для полноценного развития ребенка по Доман–технологии (так же, как и по любой другой развивающей методике) домашнему наставнику необходимо знать особенности нервной системы своего маленького партнера по игре и учитывать их. 
Особенности нервной системы ребенка – врожденные, в совокупности они представляют тот или иной тип высшей нервной деятельности, который унаследовал от природы малыш. Тип нервной деятельности ребенка влияет на приобретение им навыков и умений: благоприятствует формированию одних и затрудняет становление других. 
Тип нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов – возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой и слабостью и тем, уравновешивают они друг друга, или же одно преобладает над другим. Комбинации этих параметров позволяют выделить четыре основных типа нервной деятельности. Представим эти четыре типа нервной деятельности на моделях весы. Прогноз относительно того, насколько успешно адаптируется малыш к новым системным учебным занятиям, во многом будет определяться индивидуальными особенностями его нервной системы. 

Сильный уравновешенный тип. Сильные процессы возбуждения и торможения уравновешивают друг друга. Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения отличаются преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Если спокойствие малыша не нарушается, а положительные эмоции поддерживаются, он жизнелюбив и весел, его плач происходит по существенной причине, устранение которой быстро приводит к возврату спокойствия и умиротворению. Сон у таких детишек ровный и глубокий, они могут спать и при небольшом шуме. Очень важный показатель – дети этого типа нервной деятельности практически без проблем привыкают к новому режиму дня. Это означает, что адаптация к смене режима с включением в него серии учебных занятий будет проходить практически безболезненно. Кроме того, малыши этого типа обычно в одинаковой мере интересуются и подвижными, и спокойными играми. Их сосредоточенность и деловитость способствует проведению занятий в хорошем темпе, легко и радостно. Сам Доман–режим чрезвычайно благоприятен для малышей этого типа: они действительно лучше воспринимают материал, который разделен на небольшие порции. 

Сильный неуравновешенный (легковозбудимый) тип. Процессы возбуждения сильнее, чем процессы торможения. Дети, у которых процессы возбуждения сильнее, чем процессы торможения, легковозбудимы и нетерпеливы. Это довольно ярко проявляется уже с первых месяцев их жизни: увеличение веса у таких малышей очень часто происходит неравномерно (один месяц – в пределах нормы, следующий месяц – ниже нормы и т.д.). Сон прерывается громким безудержным плачем, возбужденный кроха не выдерживает положенных промежутков между кормлениями, которые приходится сокращать. Кормить малыша нужно в спокойной обстановке, присутствие посторонних раздражителей сразу отвлекает младенца. Его сон неглубокий и очень чуткий, процесс засыпания может быть очень долгим и даже мучительным, сопровождаться усталым плачем, капризами. И радость, и недовольство эти дети проявляют очень бурно, и могут быстро переходить от одного состояния к другому. Природная живость заставляет кроху искать развлечения, связанные с динамикой, мышечной активностью. Доман–режим приучает такого неусидчивого малыша к терпению, развивает устойчивость его внимания и блокирует рассеянность и отвлекаемость, которые развиваются в случаях отсутствия систематичных занятий с ним. 

Сильный неуравновешенный (медлительный) тип. Процессы торможения сильнее, чем процессы возбуждения. Дети, у которых процессы торможения значительно преобладают, довольно медлительны, невозмутимы, спокойны и не отличаются бурным проявлением своих эмоций. Обычно они не доставляют хлопот: не плачут по малейшему поводу, имеют хороший сон и аппетит, их отдыху не мешает небольшой шум или какое–либо движение вокруг. Свою радость эти малыши быстрее выразят не заливистым смехом, а просто улыбкой. Как правило, эти дети склонны к малоподвижному образу жизни, поэтому равнодушны к подвижным играм. Их необходимо стимулировать к выполнению упражнений, активизирующих крупную моторику. Доман–режим способен мобилизовать силы ребенка и предоставить ему возможность развить свои способности к наблюдению и созерцанию. 

Слабый неуравновешенный тип. Процессы торможения и процессы возбуждения слабые. Дети, с таким типом нервной деятельности требуют особого внимания. Они очень чувствительны к происходящему вокруг, чутко реагируют на настроение окружающих людей, быстро огорчаются по малейшим причинам и плачут. Тихий смех, приветливая улыбка говорят о спокойствии ребенка, его радости, хорошем самочувствии. Если же малыш недоволен, он плаксив и встревожен. Малыши со слабым типом нервной деятельности быстро утомляются, чутко и тревожно спят и столь же чутко реагируют на малейшие раздражители, которые способны моментально повлиять на их неустойчивое настроение. Очень сильна у этих детей чувствительность к ласке, тону обращения, отсутствию или недостатку внимания к себе. Они обидчивы, и вместе с тем повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у чувствительных малышей чуткости и деликатности, отзывчивости к окружающим, сопереживанию. Доман–режим поможет чувствительному ребенку включиться в новую активную деятельность и получить столь необходимые ему признание, внимание и похвалу. 

Важно учитывать, что четыре типа нервной деятельности довольно редко встречаются в «чистом» виде. Природа смешала в каждом человеке разные свойства, сделав психологические типы людей более сложными, не столь быстро распознаваемыми и «читаемыми». 
Структурированные, четкие, душевно комфортные Доман–занятия способны сделать процесс воспитания маленького человека эффективным и целенаправленным.

Мальцева И. В.
12.12.2011 12:09

Оставить комментарий