• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

ДНЕВНИК МАМЫ: МАТЕМАТИКА ПО ДОМАНУ. ОТ 1 ДО 10

Дорогие мамочки (и, конечно, все остальные заботливые родственники наших малышей)! Мы рады сообщить вам о том, что одна из наших мам - Светлана - начала занятия математикой по методике Домана с сынишкой Артуром (ему вчера исполнился годик!!!) и согласилась публиковать свои небольшие отчеты об этих занятиях. Без преувеличения, это событие - из ряда уникальных. Родительский опыт подобных занятий, да еще и в системе, в наше время более НИГДЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЕН. Рекомендаций - море, комментариев - еще больше, а вот описания бесценной практики - почти негде нет. Единственный бестселлер в этом смысле - книга Сесиль Лупан (Франция) 20-ого века. Не пора ли нам перелистнуть эту страничку? Наблюдайте! Размышляйте! Следуйте! Делитесь своим опытом. Все это - для лучшего будущего наших детишек. 

День Первый 


Набор 1 – карточки 1,2,3,4,5 (количество точек) 
Количество занятий – 3 
Общее время – 1,5мин 

Занятие 1 
Первое занятие у нас состоялось сегодня в 10-00. 
Перед началом занятия, Артур естественно поел и немного поиграл. Потом я его посадила напротив себя прямо на полу, где играли. Отодвинула все игрушки и сказала: "Сегодня мы с тобой отправляемся в путешествие в мир МАТЕМАТИКИ". Затем взяла подготовленные карточки с точками и стала показывать по порядку. Спокойно и не спеша. 
Артур: сразу обратил внимание - "это что-то новое" - явно проявлял интерес. Но по окончанию показа – расстроился. Когда я убрала карточки, Артур потянулся за ними. А так как я убрала их на стол (он не достает), он надул губки. Поэтому по окончании занятия, его внимание пришлось срочно переключать. И так называемая похвала после занятия «смазалась». 

КОММЕНТАРИИ 
Перед началом занятия, Артур естественно поел и немного поиграл. – Здорово, что для мамы оказалось совершенно естественным сначала включить малыша в привычную и любимую для него деятельность – игру. А значит, четко выполнено одно из главных условий Домана: начинать занятия нужно только в хорошем настроении. 
Потом я его посадила напротив себя прямо на полу, где играли. Отодвинула все игрушки … - вот здесь «номер мог не пройти». Ведь ребенок, увлекшись игрушками, мог и запротестовать против такого одномоментного их исчезновения. 
ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Освобождение пространства для новой деятельности необходимо. Заниматься там, где меньше всего слуховых и визуальных раздражителей, настоятельно советует и Доман. Как это сделать, минуя «протестные настроения» крохи? 
и сказала: "Сегодня мы с тобой отправляемся в путешествие в мир МАТЕМАТИКИ". – На мой взгляд, это вступление можно было сократить или вообще не делать. Но я тут же представила, как оно может быть произнесено счастливым и торжественным голосом, и решила, что Светлане виднее! 
Затем взяла подготовленные карточки с точками (набор 1 - от 1до 5) и стала показывать по порядку. Спокойно и не спеша. – напоминаем, что делать это нужно отчетливо и очень весело. Кроме того, обязательно проговаривать при показе: «Это один» и т.д. Насторожил темп игры. Помните, что все нужно делать очень быстро, за несколько секунд! 
Когда я убрала карточки, Артур потянулся за ними. А так как я убрала их на стол (он не достает), он надул губки. Поэтому по окончании занятия его пришлось срочно переключать внимание. И так называемая похвала после занятия «смазалась». 
– Следовало начинать обниматься сразу после показа последней пятой карточки! Это все равно как предъявить шестую! Ласки входят в комплект, если хотите! Быстрым движением карточки убираются за спину сидящей на полу мамы, ее руки освобождаются и заключают малыша в объятия. Тогда и последующая траектория перемещения занимательных «игрушек» - карточек с точками - будет для крохи потеряна. После объятий внимание ребенка переключается на знакомые игрушки, а карточки спокойно убираются. 
Следующее занятие после сна. – Помним, что по технологии в день должно быть не менее 3 показов! 

Занятие 2 
Второе занятие у нас состоялось после сна и обеда. Примерно через 40 минут после пробуждения. Сразу после обеда (минут 5-7, Артур немного посидел сам в стульчике, попел песни, полистал книжки), пока Артур не включился в игру – я подготовила карточки на столе перед собой – да я их перемешала. (т.е. в первый раз они были по порядку – 1,2,3,4,5, а во второй раз уже перемешаны). 
Артуру сказала: «Продолжим занятия», и быстро показала карточки. Со стола мне было проще взять карточку, показать и отложить в сторону, взять другую. Соответственно и время показа карточек сократилось. Мне, правда, показалось, что сын не сразу понял, что произошло. 1,2,3,4,5, а потом мама обнимает и целует. 
Потом мы пошли гулять. 

КОММЕНТАРИИ 
Со стола мне было проще взять карточку, показать и отложить в сторону, взять другую. – Обратите внимание на это мамино «ноу-хау». Обычно занятия проводятся на полу, и карточки раскладываются там же. Оказывается, есть способ не менее (а может, и более) экономичный. ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: А как у вас? 
Мне, правда, показалось, что сын не сразу понял, что произошло. 1,2,3,4,5, а потом мама обнимает и целует. – Скоро поймет! Занятие – это больщущая радость. 

Занятие 3 
Тоже после сна, но перед едой. Я его решила посадить в стульчик (обычно мы в нем только едим), а самой разместиться на столе (как было в обед). Однако, Артур не захотел садиться (было ещё рано, чтобы кушать, видимо не понял – зачем?), пришлось использовать отвлекающие маневры - книги. 
Затем повторила все то же самое, что было в обед. Набор карточек был вновь перемешан. 
Реакция Артура: заметила, что успевает наблюдать за моим лицом в момент смены карточек. По окончанию занятия – улыбался. Я его похвалила, чмокнула и мы пошли играть. 

КОММЕНТАРИИ 
Тоже после сна, но перед едой. – Обратите внимание, занятия проводятся и после еды, и перед едой (естественно, в момент, когда ребенок не голоден). Главное, чтобы он был спокоен, не ощущал дискомфорт и недомогание. 

Однако, Артур не захотел садиться (было ещё рано, чтобы кушать, видимо не понял – зачем?), пришлось использовать отвлекающие маневры - книги. – Светлана, кажется, окончательно определила пространство для занятий: «стул-стол». Мне представляется это важным. Вскоре малыш уже сможет определять, что находится в «зоне особого внимания». В будущем его реакция подскажет маме, насколько он готов там находиться… 

День второй 

Набор 1 – карточки с точками 1,2,3,4,5 
Набор 1 – карточки с точками 6,7,8,9,10 

Количество занятий – 6 
Общее время – 3мин 

Занятие 1 - Набор 1 - перемешан 
Занятие проводила сразу с утра. Перед самым завтраком. Т.е. завтрак был уже готов и сын сидел в уже в стульчике. Однако признаков «немедленно» накормите меня не подавал. Сидел и листал свои книжки. Вот я и решила провести первое занятие. Быстро показала карточки. Как мне показалось, сын обрадовался, что не только книжки у него есть, но и что-то ещё. А может, воспринимает это, как развлечение (ну примерно как игра – «сострой рожицы») Тем не менее, он заулыбался, мы с ним пообнимались и приступили к поеданию каши. 
КОММЕНТАРИЙ 
Как мне показалось, сын обрадовался, что не только книжки у него есть, но и что-то ещё. – Вот здесь возникает не совсем ясный момент: куда делись книжки? Или они остались в руках Артура, или были без протеста отложены. Если игрушки или книжки остаются при ребенке в момент занятия, то возможность отвлечения от карточек возрастает. Ну а то, что малыш заулыбался – очень хороший признак! 

Занятие 2 - Набор 2 – по-порядку 
Проводила занятие минут через 40 после еды. Однако это было не за столом, а где-то между комнатой и кухней. Я просто обратила внимание, что после активной игры, он присел там, где ему показалось удобно и просто отдыхал. Я воспользовалась моментом. Карточки у меня сейчас всегда под рукой где бы мы не находились. Они лежат в папочке, так что сами карточки сын не видит (правда, думаю, со временем начнет узнавать ). После каждого занятия (когда не видит сын) яи понимать подготавливаю карточки к следующему. Поэтому мне остается просто «быстрым движением руки» извлечь нужный набор и продемонстрировать. 
Реакция Артура на новые карточки: был более «серьёзен», чем при показе первого набора. 
КОММЕНТАРИЙ 
Я просто обратила внимание, что после активной игры, он присел там, где ему показалось удобно и просто отдыхал. – Не каждый малыш будет готов прервать свой законный отдых… Все же, на мой взгляд, требуется установить если не четкое время занятий (естественно, это требование из разряда идеальных возможностей), то место – определенно. Тем более, что уже по первому дню у Светланы и Артура такое место появилось. НА РАЗМЫШЛЕНИЕ: а может, определить несколько таких мест? 

Занятие 3 - Набор 1 – перемешан 
Было после сна, перед едой. Ничего особенного не происходило. Артур спокойно наблюдал за происходящим. 

Занятие 4 - Набор 2 – перемешан 
После еды, перед прогулкой. Артур был немного возбужден. Однако когда увидел карточки – внимательно наблюдал. Очень радуется, когда мы потом обнимаемся. 

Занятие 5 - Набор 1 – перемешан 
Занятие 6 - Набор 2 – перемешан 
Два занятия (с интервалом времени) прошли достаточно спокойно. Одно занятие было за столом, другое на полу в игровой зоне. Учитывая опыт в первый день, я не стала отодвигать игрушки, а разместилась прямо в зоне игры. Правда в тот момент, когда Артур был спокоен (обычно мы очень подвижны в играх) Однако заметила, что когда занятия на полу, в момент смены карточек пытается отвлекаться на игрушки. Скорей всего надо обдумать, как организовать место, за которым будем заниматься. Ведь дальше занятий будет ещё больше. Надо подумать. 
КОММЕНТАРИЙ 
Однако заметила, что когда занятия на полу, в момент смены карточек пытается отвлекаться на игрушки. – как говорится, что и требовалось доказать.… Место (или места) придется готовить так же тщательно, как и сам материал. Но все это многого стоит! Обратите внимание: Артур спокоен и весел. Положительные эмоции "работают" на стабильность психики, а от нее зависит способность к восприятию и качественной переработке «интеллектуального» материала.

День 3-ий 

Набор 1 – карточки с точками 1,3,4,7,10 
Набор 2 – карточки с точками 2,5,6,8,9 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Количество занятий – 6 
Общее время – 3мин 

Занятие 1,3,5 - Набор 1 
Занятие 2,4,6 - Набор 2 
Все занятия старалась найти «удобное» место. Заметила, что то что мне удобно, не всегда нравиться Артуру. Все тот же стульчик на кухне – занимаемся на нем только после еды. В другое время сын просто не хочет в него садиться. Какие ещё есть варианты: оба на полу; сын на диване – я на полу; сын стоит – я присела, карточки на тумбочке; сын в кроватке стоит – я на полу, карточки на полу (сын использует кроватку как турник). Да ещё остается кухонный стульчик разбирать на две части – получиться низкий стульчик и столик. 
Не смотря на все испытания по месту выбора – реакция Артура на карточки положительная. Улыбается, когда их видит, фиксирует взгляд. Тянется ручкой, чтобы потрогать. 
КОММЕНТАРИЙ 
Все занятия старалась найти «удобное» место. - Отлично, что Светлана подробно перечислила все места для занятий. Их набралось не менее шести. Что ж, домашний эксперимент показывает, что увеличение числа мест для занятий не снижает интереса ребенка к ним. Положение малыша во время занятий тоже разное: Артур то стоит (и при этом может находится в движении, раз привык использовать кроватку как турник), то сидит. 

День 4-ий 

Набор 1 – карточки с точками 1,4,5,8,10 
Набор 2 – карточки с точками 2,3,6,7,9 

Количество занятий – 6 
Общее время – 3мин 

Занятие 1,3 - Набор 1 
Занятие 2,4 - Набор 2 

До сих пор не определились с постоянным местом проведения занятий. Меня это немного напрягает: что делать, когда будет 9 занятий в день? Радует, что Артуру это занятие по всей видимости нравиться. 
КОММЕНТАРИЙ 
До сих пор не определились с постоянным местом проведения занятий. - На мой взгляд, эти места уже определились, и все шесть мест вполне можно счесть постоянными. Думаю, что не стоит привязывать конкретные (по номерам следования) занятия к шести уже существующим местам и стремиться увеличить их количество до девяти. Вполне можно свободно комбинировать. 

Занятие 5 - Набор 1 
Занятие 6 - Набор 2 
Два последних занятия не состоялись. Неожиданно нагрянули гости. Естественно, Артуру было интересно там, где много людей. Он общался с каждым, показывал и делился игрушками, ходил, пел и болтал (ну, понятно, что это все было на уровне его развития). Ему нравилось, что с ним играет не только мама и папа, а кто-то ещё. 
Но у меня возник сразу вопрос. Что делать в таких случаях, когда ребенок активен и возбужден и речи о занятиях не может быть. Ведь всякие причины могут возникнуть. Гости (они к нам или мы в гости), поликлиника (обычный осмотр, но он занимает время), плановые вылазки на природу или в город и т.д. Как в этом случае быть с занятиями? 
КОММЕНТАРИЙ 
Ничего страшного. Жизнь, естественно, внесет свои коррективы. 
В данном случае не осуществилась одна треть запланированного материала («критичная масса»), однако, этот материал будет полностью продублирован на пятый день занятий. Поэтому пятый день начинается по ранее намеченному графику. А вот пропуск трети и более материала, показ которого не возобновляется в последующий день, уже говорит о том, что график показа придется смещать. 
Попутно следует внимательно рассмотреть вопрос о том, так ли неизбежна потеря занятий при смене обычного домашнего ритма? Думаю, «формат» многих событий способен «впустить» кратковременные, очень динамичные показы карточек, пусть с небольшими потерями во внимании ребенка. 
Кстати, ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: не попробовать ли занятие «на выезде»? Или под наблюдением благодарных зрителей (гостей)?

День 5-ий 

Набор 1 – карточки с точками 1,3,5,7,9 
Набор 2 – карточки с точками 2,4,6,8,10 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Количество занятий – 6 
Общее время – 3мин 

Занятие 1,2 – не проводились 
Занятие 3,5 – Набор 1 
Занятие 4,6 – Набор 2 
Провели всего 4 занятия. Сегодня с утра что-то не заладилось. Артур проснулся в хорошем настроении, однако раньше на час по времени, чем обычно. На выходные приехал папа из командировки (это было уже после того как сын уснул – ночной сон). Естественно, утром увидев папу, ему захотелось получить внимание и от папы. И все-таки, не смотря на то, что внимание он получил в два раза больше (папа за ним соскучился, был только рад с ним повозиться), через пол часа он стал немного капризничать. И первое занятие перед едой пришлось отложить (в методике Домана не однократно подчеркивалось важность положительного настроя ребенка). Мне не удалось его «уговорить» на занятие и после еды. Завтрак был суетливый. Все пытался папу или маму накормить. Поэтому большая часть его каши была во рту мамы и папы. Как каша закончилась, сразу попросился выйти. Никакие отвлекающие маневры не помогали. Я решила не настаивать на занятия, отложив проведение их после дневного сна. Однако, после дневного сна тоже было много отвлекающих моментов. В результате мы все-таки потеряли два занятия. 
В целом у нас потеря уже 4-х занятий. Я решила добавить 6-й день на изучение карточек с точками от 1 до 10. Увы не знаю на сколько это верно. Но следуя методике по количеству занятий, думаю, что правильнее будет провести дополнительно 4-ре занятия. 
КОММЕНТАРИЙ 
Я решила добавить 6-й день на изучение карточек с точками от 1 до 10. – правильно. Мы уже обращали внимание, что потеря трети и более занятий – это обязательный возврат к прежней «точке отсчета». Ничего страшного. Гораздо сложнее вернуть ребенку потерянный нашим педантизмом эмоциональный настрой. Светлана поступила очень мудро! 

Дополнительный День 

Набор 1 – карточки с точками 1,3,5,7,9 
Набор 2 – карточки с точками 2,4,6,8,10 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Количество занятий – 4 
Общее время – 2мин 

Занятие 1,3 – Набор 1 
Занятие 2,4 – Набор 2 
Занятия успешно проведены. Артур положительно реагирует на карточки, улыбается, иногда тянется ручкой. Увы, пока у нас занятия проходят больше спонтанно, чем системно. Т.е. между двумя занятиями, в момент бодрствования Артура, может проходить разное время: 30мин, 50мин, 1 час, 1,5час. Занятиями заинтересовался папа. Задается вопросом: «А усваивает ли сын занятия? Может он реагирует на сами карточки, а не распознает, где 1, а где 10». Не знаю что ответить. Ведь в методике четко указано знания ребенка не проверять. 
КОММЕНТАРИЙ 
Увы, пока у нас занятия проходят больше спонтанно, чем системно. – давайте не забывать, что «системы» нашего милого «объекта» (восприятие малыша, его физическое и эмоциональное состояние) тоже работают довольно спонтанно. А потому спонтанный режим занятий может быть не менее (и даже более) эффективен, чем занятия с одинаковой отсрочкой по времени. Все меряем по ребенку. Если он радостно воспринимает занятия, маму, точки-карточки, значит, все идет хорошо, «амплитуды совпали»: занятие начато в момент подъема его сил. Только это является важным. 
А усваивает ли сын занятия? – усваивает. И дело не в том, распознает ли он количества точек (тут мы позволим себе рассуждать вовсе «не по Доману»…) Дело в другом. Точка – это знак, который сам по себе заслуживает нашего особого внимания и признания. Это символ перехода от реальных объектов к миру условному, символическому. Знак двух миров. Посредник. И их первый посланник ребенку. Мячик, яблоко, арбуз, шар, колобок, зернышко, ягодка... Все можно показать и нарисовать точками. То, что ребенок радуется знакомству с символическим миром, воспринимает его наравне с миром реальным – ЗДОРОВО!
Мальцева И. В.
12.12.2011 12:43

Оставить комментарий

Новости и события

Тестирование игрушек

Стань Мякиш-Экспертом!
Протестируйте игрушки БЕСПЛАТНО!

13.06.2017