• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

ДНЕВНИК МАМЫ: МАТЕМАТИКА ПО ДОМАНУ. ОТ 21 ДО 30 И СЛОЖЕНИЕ.

День 11-й 

Удалены карточки с точками «11» и «12» 
Добавлены новые карточки с точками «21» и «22» 

Набор 1 – карточки с точками 13,15,17,19,21 
Набор 2 – карточки с точками 14,16,18,20,22 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Набор 3,4,5 – наборы карточек с точками для занятий на СЛОЖЕНИЕ, в каждом наборе по 9 карточек (по 3 карточки на уравнение, соответственно всего три уравнения в наборе). Каждое занятие все уравнения меняются на абсолютно новые уравнения. 
Наборы готовятся из карточек с точками – от 1 до 12 
Сами уравнения готовлю с вечера. Чтобы не повторялись уравнения, я записываю их на обратной стороне карточек карандашом. 

КОММЕНТАРИЙ методиста для тех, кто только знакомится с системой Домана 
• Переходить к этому этапу можно (и нужно), не закончив первый. Как только малыш усвоит числа от 1 до 20 или будет находиться в процессе их усвоения (само собой, вы это даже и проверять не станете, вы просто знаете, что он их уже усвоил), ему нужно предложить задания по складыванию некоторых из этих количеств вместе. 
• На оборотной стороне карточек следует написать несколько различных примеров на сложение, избегая в один и тот же день показа моделей типа: 1 + 2 = 3; 1 + 3 = 4; 1 + 5 = 6. Предпочтительнее равенства с разными тройками чисел: 1 + 2 = 3; 2 + 5 = 7; 4 + 8 = 12. 

Вообще-то, все занятия я предварительно записываю в тетрадь – так сказать составляю план работы на день. Соответственно, уравнения на день у меня записаны в тетради. По окончанию одного занятия с уравнениями, я формирую новый набор карточек для следующего занятия. Таким образом, мне не пришлось готовить второй (дублирующий) состав карточек, а использую только те что освободились из Набора 1 и 2 
КОММЕНТАРИЙ: просто замечательный опыт организации работы! 

Количество занятий – 9 
Общее время – приблизительно 6 мин 

План занятий: 
Занятие 1 – Набор 1 – точки 
Занятие 2 – Набор 3 – уравнения 
Занятие 3 – Набор 2 – точки 

Занятие 4 – Набор 1 – точки 
Занятие 5 – Набор 4 – уравнения 
Занятие 6 – Набор 2 – точки 

Занятие 7 – Набор 1 – точки 
Занятие 8 – Набор 5 – уравнения 
Занятие 9 – Набор 2 – точки 

Так получилось, что перерыв в занятиях составил 10 дней. В этот перерыв мы очень плотно общались с природой. Поэтому внимание Артура было вовсе не на карточках (была попытка провести занятия), а на букашках, таракашках, цветочках, листиках, птичках и ещё много чего того, что можно было потрогать, понюхать, сорвать, помять, создать, поломать и т.д. 
К следующим занятиям я готовилась с большим интересом – наступает пора уравнений. Я переживала за то, как примет уравнения Артур. Однако переживать мне надо было не за это. Все по-порядку. 
Первое занятие у нас прошло спокойно, думаю, что даже более чем спокойно – немного равнодушно. Нехотя, посматривая на карточки и наблюдая за тем, как я их меняю, Артур сидел и не произносил ни слова. Хотя я и списываю это на то, что Артур мог ещё не проснуться после ночи, меня это немного расстроило. Однако, когда я стала проводить первое занятие по уравнениям (а точнее, второе: первое у нас было как «случайность» - попытка начать 11 занятие раньше) Артур был полон внимания. Мне показалось, что он даже был озадачен тем, что происходит. Ведь раньше за 30 секунд – 5 карточек, а теперь почти за то же время 9 карточек. Дальше наши занятия показали такую тенденцию – как только я показываю Набор 1 или 2, Артур всячески пытается «улизнуть». Однако при занятиях с уравнениями (наборы 3,4,5) он полон внимания. Улыбается, что-то произносит. Ещё показывает пальцем на что-то (кружки или карточку) или просто жестикулирует в сторону карточек. 
Артур своим поведением меня озадачил. Возникает вопрос: как же теперь повысить интерес к Н1 и Н2? Что делать если и дальше будет так продолжаться? Одной сменой интонации не обойтись. 
КОММЕНТАРИИ 
Нехотя, посматривая на карточки и наблюдая за тем, как я их меняю, Артур сидел и не произносил ни слова. – да, букашки-таракашки «взяли верх»: в точках они пока плохо «просматриваются»… 
Дальше наши занятия показали такую тенденцию – как только я показываю Набор 1 или 2, Артур всячески пытается «улизнуть». Однако при занятиях с уравнениями (наборы 3,4,5) он полон внимания. – на самом деле ничего «отрицательно волнующего» не наблюдается, малыш имеет полное право выражать свои визуальные предпочтения. 
Возникает вопрос: как же теперь повысить интерес к Н1 и Н2? Что делать если и дальше будет так продолжаться? Одной сменой интонации не обойтись. –продолжаем произносить числительные с интонацией крайней степени радостного удивления – это ОДИН, ползем с карточками в сторону движения ребенка и организовываем ему с ними радостную встречу – это ДВА. 
А позже – подумаем над другими вариантами. 

День 12-й 

Удалены карточки с точками «13» и «14» 
Добавлены новые карточки с точками «23» и «24» 

Набор 1 – карточки с точками 15,17,19,21,24 
Набор 2 – карточки с точками 16,18,20,22,23 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Набор 3,4,5 – наборы карточек с точками для занятий на СЛОЖЕНИЕ, в каждом наборе по 9 карточек. Наборы готовятся из карточек с точками – от 1 до 14 

Количество занятий – 9 
Общее время – приблизительно 6 мин 

План занятий, как в «День 11-й» 

Сегодня день практически ни чем не отличался от предыдущего. Та же реакция на карточки (возможно даже более выраженная), так же с интересом следит за карточками в занятия с уравнениями. Однако я поставила перед собой задачу отследить реакцию Артура на карточки в различных местах проведения занятий (они у нас были разные – в зависимости от ситуации). Пришла к выводу, что нужно менять места проведения занятий. Т.к. ко всем «местам» мы стали относиться с подозрением. (Реакция к примеру: если раньше, совершенно спокойно я могла проводить занятия после еды, пока сын находится в стульчике, то теперь все – как только наелся, Артур просится вылезти из стульчика или переключает свое внимание так, что слушать приходилось ему иногда затылком.) Естественно меня эта ситуация не устраивает. Ещё немного и сын просто будет «обходить» стороной все стульчики, кроватки, а вот что он будет делать с полом? . А как их менять, если все места были задействованы. Будем искать!  
КОММЕНТАРИЙ 
Ещё немного и сын просто будет «обходить» стороной все стульчики, кроватки, а вот что он будет делать с полом? – действительно, очень интересно, что же делать с полом? Похоже, что именно на нем следует остановиться. Все же открытое «на четыре стороны» пространство. Малышу можно перемещаться свободно по собственному желанию, а маме – научиться предвосхищать направление его движения (см. совет №2 из предыдущего занятия). 
Совет №3 – нарушить предписания Домана и давать ребенку трогать карточки. Так сказать, сделать эту абстракцию более понятной, осязаемой. Конечно, давать это делать в довольно быстром темпе – темпе предъявления самих карточек. Свободное манипулирование в режиме «пока не надоест» не допускается! 
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: а не попробовать ли предъявить малышу для знакомства самые разнообразные вещи (предметы, картинки) точно в таком же режиме: быстрый показ и четкое веселое произнесение слова? Мол, так знакомиться можно с самыми разными объектами. Вспоминаю, что Светлана сама предлагала начать показывать Артуру «биты интеллекта» - иллюстрации различного содержания.

День 13 

Удалены карточки с точками «15» и «16» 
Добавлены новые карточки с точками «25» и «26» 

Набор 1 – карточки с точками 17,19,21,24,26 
Набор 2 – карточки с точками 18,20,22,23,25 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Набор 3,4,5 – наборы карточек с точками для занятий на СЛОЖЕНИЕ, в каждом наборе по 9 карточек. Наборы готовятся из карточек с точками – от 1до 16 

Количество занятий – 9 
Общее время – приблизительно 6 мин 

План занятий, как в «День 11-й» 

Я все-таки нашла ещё один способ, который мы не использовали, но о котором говорила. Я разобрала стул обеденный (если его разобрать получается стульчик и детский столик). Стульчик ставлю в игровой зоне (ну так чтобы не мешал) И когда хочу провести занятия, я Артуру говорю: « Давай отдохнем». И Артур тогда либо садиться в него (я ему, конечно, помогаю ), либо рядом стоит и стучит по нему. Вот в этот маленький промежуток я ловлю момент. Все складывается очень удачно. Артур стал обращать на карточки. Однако заметила, что успевает переводить взгляд в сторону на что-нибудь, пока я меняю карточки (даже за считанные секунды). 
Но у нас начала возникать новая проблема. Мы стали выбиваться из плана занятий. Т.е. вместо 9 занятий проводится 8, а то и 7 занятий. Это не связано с желанием или не желанием. Просто мы много гуляем на улице, особенно перед ночным сном. Естественно когда приходим, начинаются вечерние хлопоты (перекусить, попить, искупаться, книжку почитать и др.). Соответственно о занятии просто забываем или не успеваем, или уже нет желания у Артура. И снова пересмотр плана занятий… 
КОММЕНТАРИИ 
И когда хочу провести занятия, я Артуру говорю: « Давай отдохнем». И Артур тогда либо садиться в него (я ему, конечно, помогаю ), либо рядом стоит и стучит по нему. Вот в этот маленький промежуток я ловлю момент. - замечательный прием! Светлана повернула дело на 180 градусов: занятия – они же отдых. Уважительное отношение к маленькому человеку. И честное. Артур делает в зоне отдыха то, что хочет. 

Мы стали выбиваться из плана занятий. – как говорится, делай, что можешь из того, что должно! Мы и наши дети – люди…

День 14-й 

Удалены карточки с точками «17» и «18» 
Добавлены новые карточки с точками «27» и «28» 

Набор 1 – карточки с точками 19,21,24,26,27 
Набор 2 – карточки с точками 20,22,23,25,28 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Набор 3,4,5 – наборы карточек с точками для занятий на СЛОЖЕНИЕ, в каждом наборе по 9 карточек. Наборы готовятся из карточек с точками – от 1до 18 

Количество занятий – 9 
Общее время – приблизительно 6 мин 

План занятий, как в «День 11-й» 

Сегодня день мало чем отличался по занятиям от предыдущего. Однако Артур стал проявлять больший интерес к карточкам. Т.к. сейчас у нас занятия проходят в такой интимной зоне (если можно так сказать), которая позволяет Артуру совершенно спокойно дотянуться до карточки, то он стал более требовательным к тому, чтобы их потрогать. Я старалась ему не давать их во время занятий. Однако Артур после занятия начал расстраиваться (плакать, просить, капризничать) и все мои «похвалы» просто проносились мимо него. В результате мы «договорились», что карточки он может потрогать в моих руках. Так было одно из последних занятий и, судя по реакции Артура (он заулыбался, что-то сказал, пролепетал, помахал ручкой, когда я убрала карточки в папку), ему эта договоренность понравилась. Но, не смотря на все наши старания, одно занятие за нами осталось не проведенным. 
КОММЕНТАРИЙ 
В результате мы «договорились», что карточки он может потрогать в моих руках. – всегда важно договариваться. И делать это можно с самым маленьким ребенком. Важно следующее: в любом деле идем ОТ РЕБЕНКА. И не просто от ребенка, а от конкретного ребенка, ОТ СВОЕГО РЕБЕНКА. 

День 15-й 

Удалены карточки с точками «19» и «20» 
Добавлены новые карточки с точками «29» и «30» 

Набор 1 – карточки с точками 21,24,26,27,29 
Набор 2 – карточки с точками 22,23,25,28,30 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Набор 3,4,5 – наборы карточек с точками для занятий на СЛОЖЕНИЕ, в каждом наборе по 9 карточек. Наборы готовятся из карточек с точками – от 1до 20 

Количество занятий – 9 
Общее время – приблизительно 6 мин 

План занятий, как в «День 11-й» 

День у нас не удался. Из 9 занятий провели всего лишь 3 (Н1,Н3 и Н2). После первого дневного сна, который, по всей видимости, тоже не удался, Артур хандрил до конца весь день (второй сон тоже не помог). Поэтому мы вынуждены были больше гулять. Улица это единственно место, где всегда у Артура отличное настроение. Все мои попытки провести занятия на уравнения, которые ему больше нравятся, чем занятия с Наборами 1 и 2, не увенчались успехом. 
В итоге у нас за эту пятидневку образовались «долги»: не проведено 
• 9 занятий по Наборам 1 и 2 
• 2 занятия – 6 уравнений 
Всего 11 занятий!!! 
В итоге образовался дефицит показа по карточкам 21 и 22 – всего 6 раз из 15, а 23 и 24 – 5 раз из 15 и т.д. Соответственно необходимо восполнить объем – выделяю на это два дополнительных дня. 

Дополнительные дни 

В наборах 1и 2 карточки с точками от 21 до 30 
1-й день: 
Набор 1 – карточки с точками 21,23,25,27,29 
Набор 2 – карточки с точками 22,24,26,28,30 
2-й день: 
Набор 1 – карточки с точками 21,22,25,28,29 
Набор 2 – карточки с точками 23,24,26,27,30 
Каждое занятие набор карточек между собой перемешивается. 

Набор 3,4 – наборы карточек с точками для занятий на СЛОЖЕНИЕ, в каждом наборе по 9 карточек. Наборы готовятся из карточек с точками – от 1до 20

Количество занятий – 6 
Общее время – приблизительно 4,5 мин 

Занятие 1 – Набор 1 – точки 
Занятие 2 – Набор 3 – уравнения 
Занятие 3 – Набор 2 – точки 

Занятие 4 – Набор 1 – точки 
Занятие 5 – Набор 4 – уравнения 
Занятие 6 – Набор 2 – точки 

Все занятия прошли успешно. Более того, мы открыли ещё один способ проведения занятий. Правда, не знаю, на сколько это допустимо по методике. Но думаю так, что если ребенок остался доволен после занятий – значит «это» имеет право на существование. А делали мы следующее (занятия с наборами 1 и 2): сажаю сына к себе на коленки, приобнимаю его одной рукой (такой вот близкий контакт), карточки кладу рядом так, чтобы Артур не мог достать. Показывая карточки лицевой стороной (точками) к нам обоим, я даю возможность сыну немного подержать карточку (совсем чуть-чуть секунды 2-3). Тем самым Артур смотрит прямо на изображение и задерживает взгляд (как бы рассматривая). Отпускать карточку сын, конечно же, не хочет, и от его усилий карточки немного страдают (у меня они сделаны не из картона). Но зато эмоций, впечатлений… И главное желание заниматься у Артура сохраняется. И после занятия обнять сына и похвалить его, можно сделать сразу, а не через паузу. 
Я думаю так, что места проведения занятий надо определять каждые 5 дней. В течение пятидневки место должно быть одно (ну стараться делать так), а затем его менять. Таким образом, ребенок не будет успевать привыкать к одному месту и как следствие не появиться «боязнь» к занятиям. 

КОММЕНТАРИЙ: долго обдумывала, прежде чем решила оставить описание 15-го дня (такого растянувшегося по времени) так, как сделала это Светлана. То есть без методических комментариев вообще! Просто здорово! Вот и весь комментарий.
Мальцева И. В.
12.12.2011 12:57

Оставить комментарий

Новости и события

Марафон #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

ПРИМИ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

18.05.2017