• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ


«Дождик»
(проведение прямых вертикальных линий)
Незамысловатый сюжет «о дождике» - самое подходящее рисовальное упражнение для начальных тренировок. Водяные струйки в виде вертикальных линий пойдут прямо сверху вниз от края до края листа, а для руки – это наиболее благоприятный рабочий режим. Ведь в этом случае она под силой собственной тяжести начинает двигаться вниз самым естественным образом. Проводить такие линии - сплошное удовольствие! Важное условие: рука малыша должна находиться справа от линии, если он ведет инструмент правой рукой, иначе она будет заслонять ему обзор. Сначала нарисуйте на глазах ребенка первые вертикальные линии-дожинки, сопровождая работу вот такой веселой потешкой:
Дождик, дождик начался!
Лить из тучки принялся.

Затем обхватите ручку малыша с ярким карандашом или фломастером своей рукой и выполните несколько «водяных дорожек» вместе:
Ножек много у дождя,
Сосчитать никак нельзя.
Дождик станет пуще –
Ножки станут гуще!

Старайтесь приучать малыша проводить вертикальные штрихи как можно дольше, хвалите дождик за длинные прямые «ножки».
Что за дождик тут случился,
Ровный-ровный получился.
Словно по линеечке,
Скачет по скамеечкам!Двухлетий малыш – художник уже довольно умелый. Он способен «заставить» линию идти по кругу или прямо, сверху вниз или слева направо. Малыш может проводить горизонтальные и вертикальные линии от края до края альбомного листа (а также на бумаге меньшего формата), изображать круг, замыкая кривую линию, или обводить круг, начерченный для него взрослым, причем делать все это довольно точно. Все эти достижения свидетельствуют о том, что ребенок начинает ориентироваться на листе бумаги и способен понимать и выполнять инструкции типа «веди вверх», «веди сверху вниз» и т.д. Кроме того, маленький художник готов к технической доработке своей графики: по совету и указанию он повторит отдельные линии, их пересечения, замкнутые линии (круги), особенно если получит ориентир в качестве образцовых линий и фигур, начерченных для него на листе. Под силу двухлетнему художнику становится и выполнение более сложных изображений, состоящих из нескольких частей, деталей. Таких, например, как человечек-«головоног» - похожее на солнышко существо, которое не имеет собственного туловища и топорщит в разные стороны лучистые ручки-ножки, идущие прямо от округленной головки. Выполняя свои работы, кроха способен довольно уверенно удерживать вложенный ему в руку инструмент (карандашик, фломастер, восковой мелок) большим и указательным пальчиками с опорой на среднем пальце.

Как и в любой продуктивной деятельности, успех в изобразительной деятельности определяется работой особого механизма управления движением. В составе этого механизма – рука и глаз. Действия рук под контролем зрения – непременное условие осуществления любой работы, имеющей своей целью что-то получить, произвести, создать. В изобразительной деятельности зрительный контроль над движениями рук, создающих изображение, необходим от начала до конца. Такую координацию в работе зрительной и двигательной систем у малыша третьего года жизни нужно развивать специально.
Упражнения на развитие координации «глаз-рука» многообразны. Мы остановимся на одном таком виде упражнений. Это предметные игры с фиксированным положением рук. Подобные игры, как правило, очень нравятся малышам, ведь они позволяют совершать многократные действия с игрушками и разнообразными материалами (твердыми, сыпучими, жидкими). Какие же это действия? Переливание жидкостей из емкости в емкость, набирание, зачерпывание и выуживание, высыпание и насыпание, вкладывание и выкладывание, а также другие действия, связанные с использованием специальных приспособлений (орудий). Для того, чтобы удержать то или иное орудие, малышу потребуется выполнить определенные фиксирующие положения пальцев и кистей рук.
Приведем примеры предметных игр с разной нагрузкой на мышцы руки ребенка (от меньшей нагрузки к большей).
Предметная игра «Черпачок»
(переливание воды из одной емкости в другую)
Эта игра на развитие зрительно–моторной координации может стать любимой забавой любого крохи. Она особенно хороша для легковозбудимых и тревожных детишек, на которых водяные всплески и тихое журчание воды оказывают успокаивающее действие. Так как в процессе игры малышу предстоит многократно переливать воду из одной емкости в другую, перед игрой необходимо провести соответствующую подготовку. Поставьте на небольшой столик, покрытый клеенкой, небольшой тазик с водой, а на ребенка наденьте непромокаемый фартучек (длинные рукава одежды следует закатать). Приготовьте небольшой ковшик (черпачок) или мерный стаканчик, а также целый набор кружечек, чашечек, стаканчиков на отдельном подносе для наливания воды.
Нынче жаркие деньки.
Доставайте черпачки!
Будем воду набирать,
Друзей водичкой угощать!

А друзья уже тут как тут! Это целая очередь из любимых игрушек. Как помочь малышу налить каждому воды в стаканчик или чашечку? Обхватите руку малыша с его черпачком своей рукой (прием «рука в руке») и помогите ему расположить пальчики вокруг ручки-держателя посуды так, чтобы большой пальчик был с одной ее стороны, а четыре остальных – с другой (захват «ключ»). Затем наклоните руку с черпачком над поверхностью воды и зачерпните воду краем посуды. Перелить воду из него в чашечку- тоже дело непростое. Сначала учимся делать это, не прибегая к активной помощи второй руки: черпачок переносится к пустой чашечке, кисть руки чуть поворачивается, и струйка воды наполняет емкость. Постепенно малыш приобретает большую свободу действий, его ручку можно лишь придерживать у локтя (это относится и к тем крохам, которые будут протестовать против слишком «плотного» телесного контакта с самого начала освоения упражнения). Затем процесс приобретает обратный ход: рука с полным черпачком «поджидает» чашечку над тазиком. Значит, малыш должен взять ее второй рукой и поднести к месту наполнения (к тазику с водой). Воды в чашечке оказалось недостаточно? Пока одна рука продолжает держать чашечку, другая вновь зачерпывает ковшиком-черпачком воду из тазика. Воды в чашечке оказалось слишком много? Тогда ее, во избежание сильных брызг, следует вылить не в тазик, а снова в черпачок, держа его над тазиком с водой. Вокруг маленького водочерпия мгновенно образуются многочисленные лужицы? На первых порах ему потребуются емкости с наиболее широкими отверстиями для разлива воды.

Как приучить малыша удерживать рисующий инструмент в руке

Пишущий (и рисующий) инструмент удерживается между большим и средним пальцами, тогда как указательный палец придерживает его сверху. Обычно средний пальчик руки ребенка «пытается» придти на подмогу указательному пальчику и также оказывается поверх инструмента. Обхватывая руку малыша, вы сможете убирать-смещать средний пальчик под кисточку или карандаш, вновь делая его опорным. Если малыш не позволяет обхватывать его руку, значит, находится в возбуждении, воплощая свой замысел, и ему не до таких «мелочей»! Как же приучить его к необходимым совместным действиям?
Это можно сделать несколькими способами. Например, продемонстрировать ему, какой сюрприз можно получить при «общении» с маминой рукой: рисовал штрихи, а мама обхватила пальчики своей рукой, и они смогли нарисовать спиральку! Рисовал точки – с маминой помощью точки-цветочки! Можно поступить и по-другому. Сесть рядышком, взять второй лист бумаги и увлеченно начать рисовать что-либо на своем листе. Если кроха заинтересуется и захочет поучаствовать в маминой работе, тогда, милости просим, ручонка, в гости к большой маминой руке! Но. как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не пойдешь! На своем листе твори сам, на чужом – под руководством! В любом случае для того, чтобы малыш приобретал опыт телесного контакта, играйте с ним в пальчиковые игры, пусть по сокращенным сценариям.
Следует сказать и о возможных компромиссах, которые вполне реальны для процесса приучения пальцев руки к удерживанию инструмента в правильном положении. Таким компромиссным вариантом для пальчиков малыша, в случае их сопротивления «прогрессу» (как правило, в начальной стадии систематичных занятий изобразительным творчеством) можно признать захват «куриная лапка», когда пальчики все вместе обхватывают сверху кончик карандаша или фломастера. Кроха может прибегать к такому положению пальцев в моменты «пальчиковой усталости». Это лучше, нежели соглашаться на то, чтобы инструмент был захвачен ребенком скрюченными пальцами в кулак.

Прекрасным средством перехода от захвата «куриная лапка» к традиционному является «тычковая» палочка. Свое название этот оригинальный инструмент получил от способа нанесения краски на поверхность листа. Этот способ – тычок – говорит сам за себя. Он позволяет нанести цветное пятно на бумагу одним быстрым движением руки. Направление движения руки – вертикальное, сверху вниз. Такие пятна-«тычки» легко получить с помощью особой «тычковой» палочки, которую легко изготовить в домашних условиях. Для этого один из концов округлой палочки (длиной с обычный карандаш или чуть больше) нужно обернуть-обмотать кусочком поролона, закрепив его на палочке мягкой проволочкой или прочной нитью. Поролон – материал, который отлично впитывает и долго удерживает жидкость. Используем его замечательное свойство: обмакнув поролоновый кончик «тычковой» палочки в краску, поставим на бумаге сразу несколько одноцветных пятен-тычков. Сначала кроха будет увлечен тем, как быстро и без особых усилий (удерживая верхний кончик палочки всеми пальчиками руки) можно заполнить похожими пятнышками лист. Комфорт, с которым действуют пальцы руки, способствует направлению внимания ребенка на другие важные моменты увлекательного процесса получения отпечатков. Так, при контакте палочки с листом бумаги, необходимо осуществлять рукой небольшое мышечное усилие, на несколько секунд прижав поролоновый кончик палочки к поверхности. Эта важная «мелочь» позволяет получить более качественный отпечаток. Не менее важно помочь крохе направлять руку к листу сверху вниз с минимальным наклоном, вертикально. В этом случае отпечатки будут получаться более округлые, без протянутых по бумаге следов–«хвостиков».
Вскоре «тычковую» палочку с поролоновым концом можно будет сменить на тонкую ватную палочку, которая будет способствовать дальнейшему совершенствованию координации глаза и руки ребенка. Более качественным станет нажим кончиком палочки на поверхность листа: более точным, «прицельным». Станет меняться и положение пальчиков руки при удержании инструмента: захват «куриная лапка» (при нем верхний кончик палочки будет упираться в тыльную сторону ладошки) будет уступать место традиционному захвату (тремя пальчиками). А это то, что нужно!

Особенности приучения к работе с карандашом.

Держать карандашик тремя пальчиками следует не слишком близко к отточенному концу (примерно, в 2см от него). Наиболее удобный для начальных упражнений – крупный трехгранный карандаш. Его бока уже подготовлены для контакта с кончиками трех основных пальцев руки. Но, тем не менее, работать с карандашом малышу довольно трудно. Ведь это твердый инструмент. Рука чувствует сопротивление бумаги и быстро устает.
Приучить к нажиму слабые пальчики поможет лепка. С ней особенно хорошо чередовать начальные рисовальные упражнения. Во время лепки нажим на податливую массу можно осуществлять отдельными пальчиками или всеми пальчиками рук (например, нажимая на скатанные колобки и превращая их в маленькие блинчики).
Сделать пальчики пластичными, сняв в них лишнее напряжение (снизить тонус перед работой с карандашом) поможет криомассаж. Это массаж со льдом, благоприятно воздействующий на мелкие мышцы рук ребенка и не вызывающий каких-либо побочных эффектов. Ледяные кубики для игры можно сделать в формочках для льда или фигурных вставках для шоколадных конфет. Контакт со льдинками длится не более пяти минут. За это время малыш сможет вынуть из чашечки приготовленные ледяные кубики, опустить их в теплую воду, начать ощупывать в воде, перебирать, доставать и вновь погружать в воду.
Если малыш все же пугается разницы температур, и работа со льдом не вызывает у него удовольствия, предложите ему теплый водяной самомассаж. Возьмите тазик с водой и новую цветную губку для мытья посуды. Погрузите руки малыша в воду. Как правило, даже самые «несговорчивые» детишки позволяют дотрагиваться до своих ручек и совершать над ними управляющие действия именно в воде. Вместе выньте из воды губку и отожмите ее над тазиком. После того, как кроха научится «сушить» ее более-менее самостоятельно, приготовьте новый сюрприз: вырежьте из губок цветные шарики, нарежьте губки на маленькие кубики (это хорошая тренировка для основных «игроков» – большого, указательного и среднего пальчиков руки). Мыть и сушить такие «ягодки» сплошное удовольствие! Подобные игры могут длиться довольно долго: отжатые губки-«ягодки» вновь отправляются в воду, а затем вновь высушиваются. А пальчики ребенка при этом испытывают довольно интенсивное сжатие-расслабление несколько раз подряд.
Помимо игр есть еще одно – «инструментальное» - средство адаптации пальчиков руки к карандашу. Это фломастер. Инструмент, дающий яркую четкую линию без особых мышечных усилий. Форма инструмента схожа с формой карандаша, что даст возможность приучить пальчики руки правильно удерживать фломастер (а затем – и карандаш) и, одновременно с этим, получать желаемый результат – красивую яркую линию.

ПРОВЕДЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЛИНИЙ

«Дождик»
(проведение прямых вертикальных линий)
Незамысловатый сюжет «о дождике» - самое подходящее рисовальное упражнение для начальных тренировок. Водяные струйки в виде вертикальных линий пойдут прямо сверху вниз от края до края листа, а для руки – это наиболее благоприятный рабочий режим. Ведь в этом случае она под силой собственной тяжести начинает двигаться вниз самым естественным образом. Проводить такие линии - сплошное удовольствие! Важное условие: рука малыша должна находиться справа от линии, если он ведет инструмент правой рукой, иначе она будет заслонять ему обзор. Сначала нарисуйте на глазах ребенка первые вертикальные линии-дожинки, сопровождая работу вот такой веселой потешкой:
Дождик, дождик начался!
Лить из тучки принялся.

Затем обхватите ручку малыша с ярким карандашом или фломастером своей рукой и выполните несколько «водяных дорожек» вместе:
Ножек много у дождя,
Сосчитать никак нельзя.
Дождик станет пуще –
Ножки станут гуще!

Старайтесь приучать малыша проводить вертикальные штрихи как можно дольше, хвалите дождик за длинные прямые «ножки».
Что за дождик тут случился,
Ровный-ровный получился.
Словно по линеечке,
Скачет по скамеечкам!

«Тропинки»
(проведение прямых горизонтальных линий)
Изображать горизонтальные линии-дорожки будем от края до края листа, стараясь делать их наиболее прямыми. Помогите малышу правильно взять в руку карандашик, обхватите его ручку сверху своей рукой и начинайте вести первую «тропинку» слева направо:
Тропиночку-тропинку
Веду во всю картинку!

Важно, чтобы рука малыша двигалась под горизонтальной линией, которую он изображает, то есть находилась снизу. В противном случае он не будет видеть, куда именно придет «тропинка», ведь обзор будет для него закрыт. Как только дорожка проведена, можно обыграть рисунок. Сделайте «ножки» из вытянутых указательного и среднего пальцев (остальные пальцы прижаты к ладони) и начинайте переступать ими по начерченной тропинке:
Топ-топ, по тропинке,
Топ-топ, по картинке.
Топ-топ, побежали,
Топ-топ, поскакали!

Кроха сначала с интересом будет смотреть на перемещения «ножек», а потом наверняка и сам захочет пройтись пальчиками по «тропинке». Обхватите ручку ребенка своей рукой, сделайте из маленьких пальчиков «ножки» и попрыгайте ими по начерченной дорожке. Следующую линию-«тропинку» можно начертить или ниже, или выше первой. Постарайтесь во время работы отпустить руку ребенка, сопровождая дальнейшее рисование только словесными инструкциями типа: «веди вдоль», «веди прямо», «веди ровно».
«Наивысшее» качество работы – отсутствие пересечений горизонтальных линий друг с другом и с линией-образцом.

ПРОВЕДЕНИЕ РАЗНЫХ ЛИНИЙ

Нарисуйте с малышом коврик, например, для кошечки (или любой другой игрушки, которую вы привлечете для этой цели).
Для того, чтобы у кошечки появился нарядный коврик, необходимо провести от края до края листа сначала несколько вертикальных, а потом и горизонтальных линий. Получится коврик в крупную клеточку.
Придет киска не спеша,
Тихо спросит малыша:
Где мой коврик у порога?
Я совсем не недотрога,
Но на коврике своем
Я б лежала даже днем!

Сначала проведите одну-две вертикальные линии в качестве образца. Затем выполните несколько таких же линий совместно. Готов ли малыш попробовать действовать самостоятельно? Постарайтесь предоставить ему чуть больше «графической свободы», пусть кроха привыкает выполнять инструкции типа: «веди вниз», «веди сверху вниз», «веди прямо вниз». Вслед за вертикальными полосками точно в таком же порядке выполняются и горизонтальные.
Коврик в клетку получился,
Кошечке он пригодился.
Клеточка и здесь, и там,
Этот коврик сделал сам!

Коврик можно украсить: поставить в клеточках яркие точки, закрасить некоторые квадратики-клетки, сделав их разноцветными.

ПРОВЕДЕНИЕ ОКРУГЛЫХ ЛИНИЙ


Рисование округлых форм можно начать с упражнения «Жучки».
Нарисуйте на листе несколько крупных ярких точек (или кружочков, закрасив их) примерно на расстоянии от 7 до 10см друг от друга. Это – маленькие жучки. И каждому из них нужна своя маленькая полянка.
Вот – жучок, еще жучок.
Каждый очень-очень хочет
Повернуться на бочок.
Только как же повернуться,
Чтоб друг с другом не столкнуться?
Пусть у каждого полянка
Будет круглой, как баранка!

Затем вокруг каждого жучка-точечки следует обвести круг, не задев при этом других жучков. Покажите малышу, как нужно обвести круг, закончив кривую линию в точке ее начала. Несколько кругов-«полянок» выполните вместе. Главное – не задеть жучка, который должен оказаться в центре своей полянки.
Перед тем, как выполнить круговое движение на листе, очень полезно выполнить «воздушное письмо»: провести вытянутым указательным пальчиком по краю полянки-образца. Работа считается хорошо выполненной, если ребенок изображает фигуру действительно круглой формы, у которой совпадают начало и конец (линия замкнута).

НУЖНЫ ЛИ МАЛЫШАМ ПРОПИСИ

Разумеется, название «прописи» - небольшая «провокация». По-настоящему прописывать элементы букв и цифр ребенок будет учиться в начальный школьный период. Вот тогда ему и понадобится особым образом организованная тетрадка под названием «прописи». А пока малышу будут нужны специальные книжки-раскраски, которые научат его первым элементарным графическим навыкам: ставить точки, проводить палочки, галочки, дужки и другие «росчерки». Как и положено в прописях, задания в таких графических тетрадках выстроены от простых к более сложным, а значит, развитие мелких мышечных движений руки малыша проходит последовательно и плавно.
Галочки и палочки, крестики и дужки: рисуем мы их правильно,
рисуем все как нужно!

Палочки бывают горизонтальные, вертикальные и наклонные. Начинать обучение лучше с вертикальных штришков, проводя их сверху вниз и стараясь делать черточки прямыми, одинаковой длины. Это и травка на лужайке, и дождик, и солнечные лучики. Работу малыша хорошо сопровождать несложными стихами-потешками:
Вышла утром курочка,
Вывела цыплят.
Где же травка сочная?
Все вокруг глядят.
Нарисуем ровные черточки-былинки.
Пусть курочка с цыплятками
Ходит по травинкам!

В момент проведения штрихов надо обратить внимание малыша на то, чтобы расстояние между ними было примерно одинаковым, например: «пусть травка растет густо» или «травка не должна быть слишком густой, иначе цыплятам не будет видно зернышек».
Наклонные черточки так же, как и вертикальные, лучше проводить сверху вниз, направляя линию слева направо или справа налево. А вот горизонтальные черточки проводятся слева направо.
Придать ритм такой работе поможет потешка-подсказка:
Раз – штришок, два – штришок,
Сверху вниз, да влево-вправо!
Раз – черта, два – черта,
Слева да направо!


Мальцева И. В.
12.12.2011 13:08

Оставить комментарий