• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

ЗАНЯТИЯ ЛЕПКОЙ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Основные технические умения малыша третьего года жизни.

Малышу третьего года жизни под силу очень многие техники. Одна из самых первых, осваиваемых в раннем возрасте – сжатие материала пальцами рук. «Месить» податливую массу любят практически все детишки. Важно вовлечь в работу с материалом все пальчики обеих ручек малыша. Решению этой задачи помогут предметные пальчиковые игры с особым (заданным) двигательным режимом. Подготовим для одной такой игры соленое тесто «повышенной вязкости». Для этого следует замесить его из равных частей теплой воды и муки без добавления соли. Готовую жидковатую массу перекладываем в большую чашу или маленький тазик (важно, чтобы малыш мог погрузить в тесто сразу обе свои ручки), а затем берем небольшой пластмассовый или деревянный шарик (можно взять шарик от пинг-понга) и на глазах ребенка зарываем-закапываем его в тесте. Теперь ручкам маленького «искателя» предстоит большая работа!
Где же, где же колобок?
Тот, что подрумянил бок?
На боку своем лежал,
На окошке остывал,
А потом лежать устал,
В тесто головой упал!
Колобочек отыщи,
На ладошку положи!
Покажите крохе, как можно месить тесто: обхватите его кулачки своими руками и помогите сжать и разжать их. Как правило, малыши особенно благосклонно воспринимают подобное «воздействие», если их ручки находятся в особой среде: водной или вязкой. В конце игры опустите ручки ребенка в тазик с теплой водой и сделайте ему приятный массаж, очищая его пальчики от липкой массы, а затем промокая их сухой салфеточкой.

ПОХЛОПЫВАНИЕ И НАЖАТИЕ

Похлопывание по материалу – тоже очень рано осваиваемая техника работы с пластичными и рыхлыми массами. Важно научить малыша раскрывать ладошку полностью, выпрямлять пальчики и управлять ими: сводить и разводить в такт производимым действиям. По чьим же крутым бокам можно похлопать с большим удовольствием? Конечно, по бокам румяного колобка! Для этой цели приготовьте соленое тесто, сформируйте ком, в который можно вставить глаза-бусины, а затем сделать стекой прорезь-рот. Положите готовый колобок на тарелочку и преподнесите крохе:
Колобок мы увидали!
В нем до вечера искали
Ручки две и ножки две.
Их мы не нашли нигде!
Хлоп-хлоп! По бокам
Остается хлопать нам нам!
Похлопывания по круглому комку выполняем, обхватив ручки ребенка и помогая ему раскрыть ладошки. В этом случае он получит представление о том, что похлопывающие движения можно совершать по всей поверхности круглого шара. В процессе похлопываний помогайте крохе разводить пальчики и плотно сводить их вместе (такое положение пальцев будет необходимо при освоении следующих приемов).
Нажатие на материал с целью получения на нем рельефных отпечатков или отверстий, пожалуй, самое любимое занятие малышей. Для развития мелких мышц руки тут самые разные возможности. Научите кроху уделять внимание каждому пальчику из десяти, нажимая их кончиками на поверхность объемного кусочка теста (глубокая ямка) или прижимая их к раскатанной плоской поверхности (неглубокая ямка).
Если же отпечаток ставится всей ладошкой, пальчики должны быть максимально разведены и выпрямлены. Тогда отпечаток будет интересен, узнаваем. Погладим пальчики крохи перед работой, поможем их расправить, сравним с прямыми солнечными лучиками, а потом обратим его внимание на такие же прямые отпечатки пальчиков:
Маленькие лучики солнышко искало,
Маленькие лучики солнце собирало.
Где же солнца лучики? Они - то тут, то там!
Соберу я лучики, солнышку – отдам!
Процесс изготовления отпечатков включает и использование инструментов: разнообразных формочек, небольших игрушек-вкладок. Малыш может нажимать на форму двумя способами: пальчиками, обхватившими ее, или раскрытой ладошкой. Стимулируйте оба этих «технологических подхода», ведь пальчикам пока довольно трудно оставаться «наедине» даже с самым податливым материалом. Для того, чтобы приучить пальчики к нажиму на форму, помогайте крохе обхватывать округленные формы всеми пальчиками руки, равномерно распределяя их по поверхности. А вот угловатые формы удобнее всего удерживать пальчиками именно за уголки. В этом случае нажим на деталь будет осуществляться пальчиками сообща. От степени нажима на форму зависит и результат. Это или рельефный отпечаток (силуэт формы), или полностью вырезанная фигурка. Подобное «печеньице» хорошо украсить бусинами, горошинками, другими мелкими деталями.

СПЛЮЩИВАЕМ И ПРИЖИМАЕМ!

Следующие прием для нескольких дружных пальчиков руки – сплющивание или прижимание материаласверху вниз к твердой поверхности. И снова речь пойдет о двух вариантах исполнения. Это сплющивание объемной детали (шарика, колбаски) ладошкой или сомкнутыми прямыми пальчиками руки.
Первый вариант, разумеется, легче (не надо координировать работу пальцев, прилагать усилия к тому, чтобы они были напряжены, сомкнуты и выпрямлены в единую рабочую поверхность).
Однако наша задача – постепенно приучить кроху действовать именно сомкнутыми прямыми пальчиками. Почему это так важно? Во-первых, это важно само по себе: всегда следует развивать взаимодействие пальчиков в ручной работе. Во-вторых, это необходимо для успешного освоения последующего приема – раскатывания материала, особенно раскатывания прямым движением руки (об этом мы подробно поговорим ниже).
Исходя из этого, мы советуем на данном этапе предлагать ребенку готовые объемные формы (шарики, колбаски), обучая его их сплющиванию.
Обычно малышей обучают в обратном порядке: скатали шарик – сплющили его и получили лепешечку. К этому порядку мы обязательно придем, но чуть позже, после того, как малыш освоит сплющивание сомкнутыми вместе прямыми пальчиками руки.
А пока устроим пальчиковую игру, сюжет которой основан на особом партнерском взаимодействии: будем скатывать на глазах крохи колобки (шарики, колбаски) и передавать ему для «прессования»–сплющивания. Наладить рабочий ритм поможет несложная потешка:
Блинчики пекли мы дружно,
Взяв для теста все, что нужно.
Раз – и вышел колобок!
Два – стал колобок блинок!

Превращать круглые колобки в «блинки» - на первых порах тоже ваше общее дело. Подкладывайте скатанный вами шарик под маленькую ручонку так, чтобы он оказался под сведенными вместе пальчиками (для этого руку малыша следует обхватить своей рукой) и прижмите ими шарик к рабочей поверхности, по-прежнему удерживая руку ребенка. Процесс будет считаться налаженным, если «блинки», самостоятельно сделанные крохой, будут получаться не только нажатием ладошкой (удобным и более простым для него способом), но и нажатием сомкнутых вместе выпрямленных пальчиков руки. Кстати, руки в такой работе очень хорошо чередовать: пока одна отдыхает, другая получает возможность размять свои мышцы…

На третьем году жизни крохе предстоит уже очень хорошо понять, что качественное видоизменение материала происходит в результате похлопывания по нему именно пальчиками рук, а не тыльной стороной ладошки. Малышам со слабыми неокрепшими пальчиками предложим игру, в которой будет возможным превращать колобок в блинчик не одним сильным нажимом пальцев, а несколькими прихлопываниями сомкнутых пальчиков (этот прием мы осваивали ранее).
Не забудем, что игре необходим задорный веселый ритм:
Подкатился колобок.
Подставляй скорей нам бок!
Хлопнем раз, потом - другой!
Блинчик нужен нам с тобой!

Сжатие-сплющивание объемных фигурок между двумя ладошками кроха будет осваивать позже, как раз после того, как научится эти фигурки раскатывать. Однако уже сейчас ему по силам работа, состоящая из двух усвоенных приемов: лепешечку, полученную путем сжатия-сплющивания комочка ладошкой или пальчиками о твердую поверхность, можно превратить в чашечку (гнездышко, мисочку), нажав-надавив на нее указательным пальчиком и сделав углубление.
Гости к нам придут на чай.
Сколько чашек, отвечай!
Приготовь скорей посуду,
Наши гости ждать не будут!

РАСКАТЫВАНИЕ

Раскатывание материала прямыми и круговыми движениями руки – один из самых сложных видов работы, который требует систематических упражнений.
Это редкий случай процесса «вслепую»: результат работы руки формируется и совершенствуется под нею, а не перед взором ребенка. Что там получится? Что происходит? Испытать интерес к тому, что еще только формируется, крохе удается не всегда.
Нет мотивации – нет и интереса заниматься непонятным делом. В обучении раскатыванию материала в самую первую очередь необходим так называемый «дробный» или поэтапный показ.
Его суть состоит в следующем. На глазах малыша мама раскатывает под своей ладонью кусочек массы и, постоянно приподнимая ладонь, удивленно восклицает: «Вот так шарик (мячик, колобок, колбаска, бревнышко, червячок) получаются!» Остальная часть обучения раскатыванию материала проходит по разным «сценариям».
Шарик (колобок, мячик) получаем, накладывая ладошку крохи сверху на кусочек массы и совершая ею круговые движения в одну и туже сторону. А вот получить колбаску (бревнышко, брусочек) можно в том случае, если комочек массы начнет смещаться под ладошкой к сомкнутым пальчикам (вот почему упражнения по их взаимодействию нужно обязательно проводить раньше). Кстати, именно пальчики смогут в последующем «держать под контролем» равномерность распределение массы: колбаска получится одной и той же толщины по всей своей длине, а шарик – наиболее округлым. Позже крохе предстоит научиться прокатывать кусочки материала в обеих ладошках, на весу (СОЕДИНИВ ЛАДОШКИ ВМЕСТЕ), не прижимая кусочки массы к твердой поверхности (это лучше начинать после упражнений по сплющиванию комочков между двумя ладошками).

ДЕЛАЕМ ГРИБОК

Освоение приема раскатывания – формования – материала дает возможность комбинировать в творческих упражнениях уже БОЛЕЕ ТРЕХ усвоенных приемов. Что же за изделие можно получить в игре-занятии, основанной на нескольких приемах?
Например, ГРИБОК!
Под сосенкой во бору
Грибы-ягодки беру!
Обхватив раскрытую ладошку малыша, начинаем раскатывать под ней заранее приготовленный кусочек массы прямыми движениями вперед-назад, постепенно стараясь сместить кусочек от ладошки к пальчикам.
Чья-то ножка в травке справа.
Кажется, она устала!
Полученную колбаску-ножку доформировываем сами и устанавливаем на заранее приготовленную подставочку (кружок из зеленой бумаги – полянку).
Ну, конечно же, устала!
Шляпку целый день держала.
Обхватив раскрытую ладошку малыша, начинаем раскатывать под ней заранее приготовленный кусочек массы круговыми движениями в одну сторону, постепенно стараясь сместить кусочек от ладошки к пальчикам.
Шляпка у грибка богата:
Велика, но странновата!
Сплющиваем полученный округлый комочек пальчиками одной руки.
Вот теперь она готова
Сесть грибку на ножку снова!
Пальчиком делаем углубление в круглой лепешечке и насаживаем ее на ножку. Грибок готов!
Следующие приемы будут предназначены самым трудолюбивым пальчикам руки: большому, указательному и среднему.

ОТЩИПЫВАНИЕ

Отщипывание – один из таких приемов. Сложенные «щепотью» три основных пальчика оттягивают, а потом отрывают от основной массы небольшой кусочек один за другим. Вскоре «щепоть» сменится «пинцетиком» - кусочки станут отщипывать сложенные вместе большой и указательный пальчики. Обычно переход от одного захвата к другому малыши выполняют «по наитию», неосознанно, так как «пинцетик» действительно удобнее в данной работе по сравнению с «щепотью». Если это не происходит, обхватим руку ребенка и уберем своим пальцем его средний пальчик к кулачку. Гимнастикой для этих основных пальчиков-«тружеников» (а также их «товарищей») послужит специальная пальчиковая игра.
Пальчиковая гимнастика «Колечки»
(соединение большого пальца с другими согнутыми пальцами руки)
Мы на ярмарке бывали
И колечки увидали!

Начинаем получать колечки, последовательно соединяя с кончиком большого пальца указательный, средний, безымянный и мизинчик:
Это – Маше, это – Нине,
Это – Даше, это – Зине.

Вновь делаем колечко из большого и указательного пальчиков:
Ну а это – для Настюши.
Все подарки вез Ванюша!

В комочек теста можно поместить крупную бусину, пуговицу, фасолину, которую нужно найти, отщипывая от теста кусочек за кусочком. Игру можно усложнить, предложив малышу несколько шариков с разными сюрпризами внутри. Однако следует помнить, что отщипывание – непростое занятие для маленьких пальчиков, требующее от них значительных усилий. Вот почему стоит внимательно наблюдать за действиями ребенка в течение всего упражнения и, как только движения пальчиков станут замедляться, закончить игру.
А вот эта игра поможет крохе получить небольшие кусочки материала, например, для украшения какого-либо объекта. Приготовьте шаблон елочки, вырезав его из листа плотной цветной бумаги или картона. Покажите елочку малышу, не забудьте и о веселом стихотворении:
Смотрит елочка на ветки
Не висят на ветках детки:
Шишки золотые, огоньки цветные.
Так давай поможем елке
И украсим все иголки!

Покажите крохе, как отщипывать от разноцветных кусочков пластилина небольшие кусочки и прижимать их пальчиком к елочке-основе. Причем не только прижимать, но и немного втирать-размазывать по фону. Обхватите ручку малыша с вытянутым указательным пальчиком своей рукой, несильно прижмите его указательный пальчик к кусочку материала и чуть-чуть протащите по нему, примазывая материал к фону. Эта техника лежит в основе так называемой мозаичной или модульной лепки, когда отдельные разноцветные кусочки разных форм прижимаются к основе плотно друг к другу.
Кроме того, в процессе работы вы наверняка обратите внимание на то, как тесно связано отщипывание со сплющиванием. Кончики пальцев как бы непроизвольно сдавливают кусочек массы уже в процессе его отделения от основного материала. Что ж, в копилку юного скульптора поступил еще один новый прием! Если раньше малыш учился сплющивать довольно крупное изделие ладошкой или пальчиками руки, то теперь он выполняет эту работу над мелкой формой уже кончиками двух пальчиков.

УЛИТКА, УЛИТКА, ПОКАЖИ РОЖКИ!

Улитка%2C улитка%2C покажи рожки%21.jpgПосмотрите на эту замечательную улитку на листочке! А всего-то потребовалось скрутить две колбаски из разноцветных кусочков пластилина: одну короче, а другую - подлиннее. Короткую колбаску - тельце улитки - прижать-приплющить к листику, приподняв одну часть вверх (ведь наша улитка - особа прелюбопытная!). Остается взять длинную колбаску и свернуть ее над тельцем улитки спиралькой. Вот и готов домик для любопытной особы! Ну а что же рожки? Берем ножичек для пластилина (стеку) и делаем надрез на конце приподнятой части улитки - ее головке. Вот и рожки появились. По желанию можно сделать улитке глаза и рот из крохотных кусочков пластилина. Красота, правда?
Мальцева И. В.
12.12.2011 13:21

Оставить комментарий

Новости и события

Марафон #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

ПРИМИ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

18.05.2017