• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Ирина Владимировна! Расскажите, пожалуйста, о методиках раннего развития детей по системе Монтессори?

Подруга купила книгу с занятиями для детей по методике Монтессори. Я много слышала об этих методиках и хотела бы знать насколько они эффективны, как хорошо помогают детишкам адаптироваться, развиваться, общаться, расти... Расскажите поподробнее о них:)
Алла
05.09.2011 16:46

Мария Монтессори (1870–1952) — итальянский врач и педагог, первая женщина в Италии, получившая степень доктора медицины. Научные интересы М. Монтессори еще во время ее работы врачом-ассистентом при университетской психиатрической клинике касались проблем обучения и воспитания детей, страдающих слабоумием. Со временем М. Монтессори пришла к выводу, что умственно отсталые дети нуждается не столько в медицинском лечении, сколько в воспитании. Свои выводы она проверила практикой: в течение двух лет Монтессори вела школу «педагогического лечения» дефективных детей. В результате, ее умственно отсталые подопечные выдержали экзамены в городскую школу лучше своих сверстников, изначально имевших преимущество в физическом здоровье и интеллектуальном развитии. Неоднократное достижение успеха в педагогической деятельности привело М. Монтессори к мысли сформировать собственную методику преподавания. Живя в Риме, она открыла в одном из самых бедных районов города «Дом ребенка» — наполовину детский сад, наполовину начальную школу для детей рабочих. Свой двухлетний опыт работы там М. Монтессори описала в сразу ставшей очень популярной книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», вышедшей в 1912 году.

Мария Монтессори предъявляла очень высокие требования к тому помещению, в котором малыш, при поощрении взрослого, его помощи и поддержке, выполняет те или иные упражнения, необходимые для эмоционального и интеллектуального развития.

Монтессори считала важным содержать помещение для занятий в простоте, уюте и меблировать его «соответственно росту и силам существ его населяющих». В ее «Доме ребенка» были упразднены парты и скамейки, вместо них имелись подходящие детям по росту легкие стульчики, портативные большие, но очень легкие столы для совместной работы нескольких детей и маленькие столики для индивидуальной работы в одиночку. В непринужденной свободной обстановке малыши могли свободно передвигаться и свободно пользоваться теми предметами, которыми «наполнено» образовательное пространство.

В отношении предметов, находящихся в образовательном пространстве, М. Монтессори занимала столь же принципиальную позицию: в распоряжение детей предоставлялись предметы, вызывающие практический интерес и желание что-либо делать с ними (чистить, мыть, сметать с них пыль, натирать, выстраивать в определенном порядке и т. д.). По наблюдениям Монтессори, «общество малышей» испытывает полный восторг от простых предметов, которые бы соответствовали детским простым понятиям.

Хотя методика Монтессори и ее рекомендации по организации пространства разработаны для групп детей, их можно успешно применять и в отдельно взятой семье для одного-единственного ребенка.

Еще один важный момент в организации Монтессори-среды: каждый обучающий материал представлен в одном-единственном экземпляре. Это готовит детей к жизни в обществе: ребенку, который хочет взять уже занятую кем-то вещь, следует подождать. Уважение к чужому выбору, терпение и сдерживание собственных порывов — важные черты общественного поведения, воспитываемые у малышей в Монтессори-группах. Ведь если в группе находится несколько одинаковых наборов материалов, то велика вероятность того, что они будут перепутаны.

* * *

Монтессори-среда обязательно делится на ряд предметных зон, в которых сосредотачиваются соответствующие тематике зоны материалы.
Подобные «зоны» можно организовать и в домашних условиях. Вполне допустимо, если каждая из них будет представлять собой хотя бы небольшую отдельную полочку, а ее содержимое раскладываться и убираться после занятий. Все зависит от конкретных условий и возможностей семьи (во многом жилищных и материальных).

ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Зона упражнений в практической жизни имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической» зоне он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, начищает и отчищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т. д. Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Ведь дети живут в этом мире не «понарошку», а реально, значит, они должны заниматься реальной деятельностью, считает М.Монтессори, а не осуществлять ее имитацию.

ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
С помощью материалов, находящихся в этой зоне, малыш развивает зрение, осязание, вкусовые ощущения, учится различать размер, форму, цвет, вес, шероховатость, температуру и т. д.
Развитию сенсорного опыта ребенка способствуют находящиеся в сенсорной зоне материалы, стимулирующие его к самостоятельной художественной деятельности: краски и кисти, пластилин и глина, клей и ножницы, цветная и белая бумага и т. д. А еще — специальные баночки: «шумовые», «вкусовые», «пахнущие» разными ароматами, стимулирующие слух, обоняние и вкусовые ощущения ребенка.
В настоящее время в сенсорную зону часто помещают современные развивающие игры, разработанные педагогами-новаторами, а также традиционные русские игрушки — изделия народных промыслов. Так, например, в сенсорной зоне многих Монтессори-групп помимо классических материалов находятся кубики «Сложи узор» и «Уникуб» Б. П. Никитина, свистульки, матрешки, деревянные игрушки с подвижными частями и т. д.

ЗОНА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Это пространство нужно ребенку для развития крупной моторики. Разумеется, координация движений, необходимая в повседневной жизни, «оттачивается» и в других зонах. Так, например, в «бытовой» зоне малыш учится одеваться и раздеваться, удерживать и переносить предметы и т. д. Но целенаправленное непосредственное (а не опосредованное) воздействие на все группы мышц способны оказывать лишь материалы-тренажеры «двигательной» зоны. Спортивный мини-комплекс в этой зоне должен обязательно включать в себя оборудование для выполнения ребенком висов, прыжков, качаний и катаний, тренировать его в лазании и удержании равновесия. Это: шведская стенка, заборчик, низкая скамеечка, трамплин, качели, веревочная лестница, лиана и т. п.
Как правило, в Монтессори-группах «подвижная» зона размещается поодаль от остальных (часто — в смежном помещении), но так, чтобы дети всегда имели к ней свободный доступ.

И ДРУГИЕ…
Для приобретения знаний и развития умений в других предметных областях нужны образовательные зоны с соответствующим наполнением:

— математическая;
— языковая;
— естественнонаучная;
— географическая.

Если собран достаточный материал для открытия новой зоны, можно расширять количество образовательных зон. Тогда развивающая среда становится богаче, насыщеннее, интереснее. Вот примерный перечень дополнительных зон:

    — музыкальная;
    — зона иностранных языков;
    — прикладная или «поделочная» (работа с деревом, глиной (керамика) или природным материалом);
    танцевальная;
    — театральная и т. п.

    Зонирование пространства позволяет предлагать детям широкую образовательную программу, темп и порядок прохождения которой индивидуален для каждого ребенка.

    Вопрос 1. Монтессори занималась детьми с отклонениями в развитии, подходит ли ее методика для обычных детей?
    Действительно, М. Монтессори начинала работать с детьми, отстающими в умственном развитии от своих сверстников. Именно эти дети побудили ее «всмотреться» в личность ребенка, понять и признать его жизненную силу. Логично предположить, что если изобретенные ею дидактические материалы помогли детям с проблемами в развитии достичь уровня своих нормально развивающихся сверстников и даже превзойти их, то какое же ускорение в развитии получит так называемый нормальный ребенок (у которого, как известно, не бывает «все нормально» в равной степени), работая с материалом Монтессори?

    Вопрос 2. Ведь это иностранная методика, разве она может эффективно осуществляться в России?
    Разве потребности самого малыша в здоровой и радостной жизни, в любви и общении зависят от его национальности? Ценность Монтессори-метода состоит в том, что он легко транслируется из одной культуры в другую и при этом наполняется новым содержанием. Вот самый распространенный пример, демонстрирующий это качество Монтессори-метода: в японской Монтессори-школе в качестве столовых приборов малыши используют палочки, а в европейской Монтессори-школе — ложки. Но во всех школах дети знакомы и с розовой башней, и с красными штангами, и с цветными табличками, и с геометрическим комодом.

    Вопрос 3. В Монтессори-группах создается искусственная среда для ребенка, разве хорошо, если дети при нашей жизни находятся в тепличных условиях?
    Разве можно назвать искусственной среду, наполненную самыми настоящими, а не игрушечными приборами, материалами и веществами? Разве можно назвать тепличной обстановкой место, где малыш чистит настоящие ботинки настоящим кремом, гладит настоящее белье горячим утюгом, ставит опыты в настоящей лаборатории и печатает настоящие сборники собственных текстов? Искусственность среды, если уж применять этот термин к Монтессори-методу вообще, состоит в насыщенности небольшого пространства всевозможными полезными для развития ребенка предметами (ведь в настоящей жизни они «рассеяны» в пространстве). Если же говорить о тепличных условиях, то их может и не быть, если все взрослые будут относиться к детям так, как относятся в Монтессори-группах, — с любовью и пониманием. Может тогда несчастливых судеб будет гораздо меньше?

    Вопрос 4. В Монтессори-группах детям позволяется делать все, что они захотят. Разве при этом можно чему-то научиться?
    Нельзя. Конечно, если трактовать свободу ребенка как предоставление ему возможности делать с предметами что угодно и как угодно. Сама Мария Монтессори называла подобное педагогическое упущение как «свободное развитие отклонений» у ребенка. Уникальность Монтессори-метода в том, что его применение позволяет воспитывать внутреннюю дисциплину в ребенке, полностью сохраняя его психику и душевное равновесие. Если ребенок, следуя своему внутреннему повелению, занимается тем, что доставляет ему удовольствие и радость, он как бы погружается в свое занятие. Задача наставника — помочь малышу создать для себя и в себе некий «умственный порядок», научив правильному использованию того или иного материала.
    Ограниченность круга используемых материалов, которая присутствует в Монтессори-группах, как раз и готовит детей к жизни в обществе (еще одно подтверждение отсутствия искусственных тепличных условий для детей). Если в группе находится несколько одинаковых наборов материалов, то велика вероятность того, что они будут перепутаны. Поэтому ребенку, который хочет взять то, чем уже кто-то занят, следует подождать. Уважение к чужому выбору, терпение и сдерживание собственных порывов — важные черты общественного поведения, воспитываемые у малышей в Монтессори-группах. «Общество основано не на предпочтениях, а на гармоничном сочетании различных видов деятельности», — мудро отмечала сама Мария Монтессори.

    Название «Монтессори-материалы» получили дидактические материалы особой «познавательной концентрации», созданные Марией Монтессори и ее последователями для воспитанников Монтессори-групп. Все Монтессори-материалы обладают самым высоким образовательным и развивающим потенциалом. И это неслучайно. Свои материалы М.Монтессори не просто тщательно продумывает, но и проверяет на практике. Если материал не вызывал желания детей самостоятельно повторно заниматься с ним, не концентрировал на себе детское внимание, он отвергался также и своей создательницей.

    М.Монтессори четко выделяет принципы, которым она неукоснительно следует в создании своих материалов. Ими же, по ее мнению, следует руководствоваться и при использовании материалов.

    Изоляция трудности и вариативность. Трудность, которая содержится в материале (его особое свойство) представляет для ребенка учебную задачу, которую он должен решить. Корректно поставить перед ним учебную задачу — это значит оградить его внимание от второстепенных свойств материала, способных помешать концентрации внимания на нужном, главном свойстве. По убеждению М.Монтессори, путь к пониманию не должен быть затруднен искусственно. Знаменитые Монтессори-материалы по различению размеров — Розовая башня, Коричневая лестница, Блоки с цилиндрами и другие — являются «носителями» четко выделенных определенных сенсорных свойств, ради демонстрации которых они и были созданы. Ни что другое — ни цвет, ни звук, не фактура не отвлекает ребенка и не «примешивается» к пониманию им главного.

    Знакомство с материалами одного вида (например, с материалами по различению размеров) позволяет ребенку далее действовать по принципу «одно содержание — разная форма». Тем самым он получает возможность свободного выбора понравившегося материала для повторной работы из числа всех материалов одного вида. Этот же принцип лежит в основе комбинационных игр — одновременного использования материалов одной видовой принадлежности, что способствует развитию самоорганизации и творчества.
    Контроль ошибок. Ошибка по-Монтессори — это путь к обострению чувств. Ошибки заставляют ребенка обследовать предметы вновь и вновь, переделывать свою работу по несколько раз, и, одновременно с этим, обострять свои сенсорные чувства: зрение, слух, обоняние, ощущения других органов чувств.

    Придавая огромное воспитательное значение ошибке как стимулу детского познавательного развития, М.Монтессори столь же большое значение придает процессу ее обнаружения. Она убеждена, что сам материал должен дать ребенку возможность самостоятельно контролировать свою работу, а значит, способствовать еще большей независимости ребенка от взрослого.

    Дидактический материал Монтессори содержит несколько типов контроля ошибок. Например, работа с рамками и вкладышами предусматривает чисто механический контроль: ребенок должен вставить вкладыш в рамку той же конфигурации, сделав это под определенным ракурсом. Если вкладыш подобран неправильно или не найден нужный ракурс, отверстие в рамке закрыто не будет. Следовательно, ошибка — это препятствие, которое можно преодолеть лишь повторным исполнением работы. А вот работа с цветными табличками — эталонами цветов и их оттенков требует уже не механического, а психологического контроля. Это и визуальное слежение, и пробные интеллектуальные действия (перестановка образцов и их сравнение между собой и т. д.).

    Более высокий тип контроля ошибок по сравнению с прежними имеют материалы, в комплект которых входит образец выполнения задания. В этом случае у ребенка есть возможность сопоставить свой результат с моделью и оценить свои усилия.
    Правила пользования материалом. Как и многие другие правила, они состоят из обязанностей и прав. Выделим некоторые наиболее существенные из них.

    Все материалы созданы для серьезной цели — развития ребенка, и дети, безусловно, должны относиться к ним с уважением, считала М.Монтессори. Начиная свою работу, ребенок приносит выбранный им материал и аккуратно раскладывает его на коврике или столе. Заканчивая свою работу, он обязан собрать материал и вернуть его на свое место в том виде, в каком материал находился. Своими последовательными действиями ребенок проявляет уважение не только к материалу, но и к окружающим его людям — другим детям, желающим вслед за ним освоить этот материал.

    Ребенок имеет право пользоваться материалом, не будучи прерванным ни другими детьми, ни воспитателем. Даже незначительное вмешательство в процесс познания может отвлечь ребенка от его цели или направить его внимание по ложному пути.

    Для Монтессори-педагогики характерен удивительный, на первый взгляд, факт. Свой первый урок по применению того или иного материала ребенок получает не перед знакомством с материалом и не во время знакомства с ним, а уже после того, как по своему влечению осуществил попытку самостоятельно позаниматься с интересующим его пособием.

    Урок-презентация. Так называется первый урок. Его цель состоит не только в том, чтобы познакомить ребенка с основными качествами материала и основным способом его использования, но и в том, чтобы познакомить взрослого наставника со своим маленьким учеником.
    Ведущий метод урока-презентации — это наблюдение: ребенка — за действиями наставника, наставника — за реакцией ребенка.

    Вот основные этапы урока-презентации.

    1. Наставник просит принести материал на специально подготовленное место, где не находится какой-либо другой материал. — Ребенок берет материал с уже известного ему места (ранее занимался с материалом самостоятельно) и приносит его по просьбе наставника.

    2. Наставник медленно показывает всю последовательность действий при работе с материалом, стараясь «вести счет словам своим» (говорить как можно меньше). -Ребенок наблюдает за действиями наставника.

    3. Наставник наблюдает за действиями ребенка и делает вывод о том, можно ли отойти от него и наблюдать за его действиями с некоторого расстояния (если ребенок повторил все точно) или следует повторить показ способов работы с материалом еще раз через некоторое время (если ребенок не запомнил последовательность действий). — Ребенок повторяет действия наставника с материалом по собственной инициативе.

    Длительность урока-презентации занимает от половины минуты до двух-трех минут. Если ребенок понял презентацию, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает. Если не понял — заставлять его выполнять упражнение вновь наставник не в праве. Просто момент для презентации выбран неправильно и работу с материалом следует отложить, чтобы повторить ее позже, в более благоприятный момент.

    Чтобы не задевалась свобода ребенка, необходимо соблюдать еще одно условие: если ребенок после презентации работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это.
    Устный урок. На этом уроке закрепляются навыки работы ребенка с материалом и, главное, вводятся новые понятия. Мария Монтессори называла такие устные уроки «уроками номенклатуры». Каждый из них состоит из трех ступеней.

    1 ступень. Наставник указывает на предмет и четко, ясно произносит его название: «Это… «. — Ребенок тем самым устанавливает ассоциацию между предметом и словом (названием предмета).

    2 ступень. Наставник произносит название предмета: «Дай мне… «. -Ребенок дает наставнику этот предмет.

    3 ступень. Наставник указывает на предмет и просит ребенка назвать его. — Ребенок называет предмет.

    Так, из урока в урок планомерно и основательно идет расширение словарного запаса, формируются важные понятия, рождаются и уточняются представления о мире — малыш проходит свой путь личный самовоспитания и саморазвития.
    Мария Монтессори была убеждена, что каждый ребенок, вступивший на этот путь, необычайно чуток к своим внутренним потребностям. Развитие его внутренней энергии согласуется с законами природы и подчиняется им. Правильно выбранный период времени для развития того или иного умения ребенка — залог успеха.
    В следующий раз мы рассмотрим эти периоды.

    Организовать жизнь «по-Монтессори» совем несложно. Например, обязанность чистить свою (и не только свою) обувь может стать для малыша увлекательным и важным делом. Для этого нужно взять с полочки (или вынуть из специальной коробочки) все необходимое: крем, тряпочки, щетки, клеенку или газету. Потом раложить инструменты и подсобный материал перед собой в предназначенном для этого месте. Убедиться, что обувь просушена, вытерта, и на ней нет налипшей грязи и пятен (подготовка обуви к чистке — это заранее проведенная работа). Нанести на щеточку крем и совершать ею «челночные» движения по поверхности обуви. Главное — это стараться удерживать объект чистки так, чтобы тот не соскочил вниз, и вовремя поворачивать его навстречу щетке нужной стороной. Ну, а после того, как работа проделана, убрать все принадлежности и обязательно вымыть руки. Хорошо, если перед выходом в чистой обуви будет минутка пройтись по ней специальной поролоновой губкой или чистой щеткой — тогда плодами своего труда можно будет гордиться еще больше, ведь обувь будет просто сверкать от чистоты!

    чистка обуви.jpg

    И. Мальцева В.
    02.11.2011 16:35

    Оставить комментарий