• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Сага о детских садах. Ступеньки адаптации

Психологи отмечают, что между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям существует довольно четкая связь. Вот что по этому поводу говорится: 
«Малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним. 
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны». 
Дорогие мамы, читайте о возможностях развития предметной деятельности детей раннего возраста в наших рубриках «Курс для грудничков» и «Курс раннего развития»! 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА АДАПТАЦИИ 

Если так складываются семейные обстоятельства, что мама на целый день остается одна с малышом, знайте: у малыша невольно складывается аффективная привязанность к маме. Что это значит? Ребенок может бояться других взрослых, страдать от их присутствия. Что следует делать в этом случае? 
Конечно, учится налаживать контакты с окружающими людьми. Проще всего это делать на детской площадке, у песочницы. Не спешите предлагать детям поиграть одним. Для ребенка в плане развернутого общения на первом месте стоит мама, затем — другие взрослые. А уж потом — сами дети (которые кажутся лишь игрушкой, за которой можно наблюдать, дернуть за руку и т. д.). Начинайте с налаживания контактов с другими взрослыми: пусть похвалят ребенка. Как правило, взрослые щедры на похвалы чужих малышей, и малыш сразу поймет, что здесь ему безопасно, ему желают добра.
Как только кроха начнет рассматривать детишек, попросите его показать, как он умеет катать машинку, насыпать песок в ведерко и т. д. Обращайте внимание на то, что умеют делать другие дети, хвалите их, заинтересовывайте их действиями ребенка. 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬКА АДАПТАЦИИ 

Пора в гости! Поход друг к другу в гости очень полезен. Ведь малыши при этом получают опыт ориентировки в пространстве незнакомой квартиры. А мамы — прекрасную возможность в будущем сбегать на час-другой по своим неотложным делам, время от времени передавая друг другу общее «дежурство» над своими малышами. И все это происходит незаметно, буднично, плавно. 

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬКА АДАПТАЦИИ 

А теперь поговорим о самостоятельности. Учите малыша самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и одеваться, «ходить на горшок», поощряйте его интерес к выполнению домашних работ. Ведь в первые дни без мамы в детском саду ему нужно будет рассчитывать только на себя. Незнакомых взрослых ребенок держит на расстоянии, а здесь приходится близко контактировать с ними во время одевания, кормления, других «жизненно важных» процедур. А незнакомые тети, конечно же, все делают не так, как мама или бабушка. Возникает еще одна причина, способная вызвать стресс, ухудшить самочувствие малыша. Вот почему вопрос о самостоятельности ребенка — вовсе не праздный вопрос для семьи, которая планирует отдать его в детский сад. 
ВНИМАНИЕ! В этой же рубрике есть совет «Как и когда приучать малыша одеваться самому». Кто еще не познакомился — очень-очень советую! 

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬКА АДАПТАЦИИ 

Начинается подготовка малыша к приходу в группу. Скажите, что очень хотите показать малышу детский сад, где интересно живется всем детям. 
Это хорошо сделать на вечерней прогулке. Вот вы с ребенком входите на участок. Помните: многое зависит от вас. Ребенок смотрит на окружающее через призму восприятия мамы. Приветливо поздоровайтесь с воспитателем, назовите ее по имени и отчеству. Ведите себя так, будто пришли в гости к знакомому симпатичному человеку. Воспитатель обязательно приветливо ответит, пригласит погулять вместе на участке и в основном будет разговаривать с вами, лишь кратко обратившись к ребенку. 
Пока не стоит стараться привлечь внимание малыша к окружению (цветнику, качелям, игровому материалу) и особенно — к детям. Малыш все равно это видит, а большое количество ребятишек даже пугает его. Сейчас он занят важной работой — он разбирается: кто такая эта Галина Ивановна и можно ли ей доверять? А в это время мама спокойно держит его руку и следует за воспитателем по участку, где дети качаются на качелях, играют в песочнице, бегают на веранде. Мама не забывает уточнять: «Галина Ивановна, а кто живет у вас в этом домике?», «Кто поливает цветы?». Обращаясь к ребенку, напоминает: «А качели похожи на те, что около нашего дома, да?», «А горка здесь лучше нашей!» Если малыш захочет покататься с горки, на качелях, воспитатель, конечно, будет приветствовать его желание. Уходя с участка, попрощайтесь с воспитателем, но не принуждайте ребенка обязательно делать тоже самое. Пообещайте прийти в гости еще. Вечером в присутствии малыша вы расскажете другим членам семьи о вашей интересной прогулке. Возобновите ее на следующий день, потом еще и еще. Два-три дня, и малыш уже может откликнутся на предложение воспитателя посмотреть что-то интересное (недалеко от того места, где находится мама). Еще одна ступень адаптации завершилась! 

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАМЫ 

Недавно я получила письмо на свою личную почту от мамы Ирины. В письме Ирина писала о том, что с началом посещения дочкой Вероникой садика возникли проблемы в поведении ребенка. Более того, девочка стала заикаться. 
Действительно, следует отметить, что случившееся — это следствие нарушения процесса адаптации ребенка в детском учреждении, которая должна проходить планомерно, в три (а лучше — в четыре) этапа, так, как изложено в наших комментариях выше. 
На нарушение, «сбой» в порядке своей жизни тайно или явно реагируют все малыши. Вот какие защитные механизмы включаются у них чаще всего: 
1.Малыш «прилично» ведет себя в садике, а по приходе домой устраивает истерики и скандалы, становясь «невыносимым». То есть он переносит свои импульсы, эмоции с одного объекта (социально недоступного, «чужого») на другой (социально доступный, лояльный, «свой»). 
2.Поплакав и покричав первое время, ребенок «адаптируется» к садику, ходит туда более-менее послушно. Дать ребенку откричаться — самый частый путь ломки детской психики, применяемый повсеместно. Это как укол — сначала будет больно, ничего не поделаешь, терпи. Это гораздо быстрее, чем нянчиться с ним и с его психикой. Она все же не хрустальная ваза, вдрызг не разобьется… (как вам такие рассуждения?) 
3.Регрессия — в ответ на травмирующую ситуацию ребенок использует способ поведения, характерный для более раннего периода его развития. Он пытается закрепить за собой понятный и безопасный опыт общения со взрослым человеком «один на один»: просится на руки, не отпускает маму, требует его покормить и т. д. Это часто происходит тогда, когда при приеме в сад ребенка сразу помещают в коллектив детей. Для чувствительных малышей раннего возраста это неприемлемо. Их адаптация должна проходить через этап «взрослый-ребенок». Вот тогда, когда малыш почувствует себя безопасно со взрослым, примет его, тогда взрослый сможет привлечь ребенка к игре с другими детьми (сам при этом еще не устраняясь, находясь рядом). И только после связи «взрослый + новичок + другие дети» наступит связь «новичок + дети». 
Объединить детей помогают сюжетные игры. Дорогие мамы, обратите внимание на то, как проходит день ребенка в садике. Спрашивайте, в какие игры играют дети. «Организовывают» ли они себя в свободное время сами, или их обучают играть? В садике должно идти обучение сюжетно-ролевой игре (это крайне важно)! 
Что еще можно посоветовать Ирине? Конечно, почитать о сюжетной игре в рубрике «Мягкая игротека», а в рубрике «Мягкая библиотека» (разделы «Мягкая радость», «Мягкие игры») найти потешки-попевочки, которые полезно произносить с Вероникой нараспев, протяжно (нивелировать скорость произношения звуков, заикание). 
И всем-всем следует помнить, что психотип чувствительных натур нужно отслеживать периодично. Он может (и должен) меняться. Нужно знать, идет ли укрепление духовных сил ребенка, гармонизируется ли его состояние. Поэтому не забывайте высылать фото в рубрику «Видеокомпьютерная диагностика»! 

ПЯТАЯ СТУПЕНЬКА АДАПТАЦИИ
 

Продолжим рассказ о малыше, готовящемся стать полноправным детсадовцем. 

В прошлый раз мы уделили особое внимание посещению участка во время прогулки детей (четвертая ступень адаптации). Теперь можно усложнить задачу: вводить ребенка в помещение групповой комнаты. Делать это лучше в более спокойное вечернее время, но приходить уже не на участок, а пораньше, в группу. 

Воспитатель встречает маму и малыша на пороге групповой комнаты, радуется, что снова пришли гости и говорит малышу: «Снимай свою обувь, я подарю тебе красивый шкафчик». Переобувшись, мама и малыш входят в группу. Лучше, если же при первых признаках беспокойства ребенка усадить его и маму на стульчики недалеко от порога. Постепенно малыш осмотрит все, что находится вблизи него. Но вот дети собираются на прогулку. Мама помогает воспитательнице и няне одевать других детей, не только своего малыша. 
По пути домой задавайте малышу вопросы, формируйте положительный образ воспитательницы. Например: «Ты видел, как играет Галина Ивановна с ребятами? А сколько у Галины Ивановны и ребят машин?» Конечно, от волнения малыш машин не видел. Искренне удивитесь этому. Что ж, в этом случае нужно заглянуть к Галине Ивановне и ребятам еще раз! 
Так, постепенно, малыш осваивает новый для себя маршрут сначала с вашей помощью, а потом — с помощью воспитателя, которая гостеприимно предлагает посмотреть кукольный уголок, гараж, книжную полочку и т. п. 
Тут выясняется еще одна радостная вещь: в детском саду можно рисовать, лепить, кормить рыбок в аквариуме и поливать цветы. Наблюдая за детьми, малыш продолжает держать маму в поле своего зрения. Мама действительно находится рядом, но уже не водит ребенка за руку. Пусть он привыкает двигаться самостоятельно. А тут и Галина Ивановна искренне удивляется тому, как малыш умеет сам ловко и быстро одеваться. Не откажется ли он помочь сойти с крылечка маленькой Оленьке? Вот и первое поручение, которое расширяет круг знакомых ребенка. Теперь кроме мамы и воспитательницы в него постепенно входят дети. 
С этого момента мама может появляться в группе и выходить из нее на несколько минут. В случае необходимости воспитатель успокаивает малыша: «Мама сейчас зайдет». Отсутствие мамы становится более длительным. Возвращаясь, она, конечно же объясняет его: «Я звонила папе, рассказала, как нам здесь интересно». 

САД — РОДИТЕЛЯМ 

Недавно на сайте одного частного садика я прочитала довольно подробные рекомендации для родителей воспитанников-новичков. Мне они показались очень дельными по сути, исключая отдельные (совсем небольшие) моменты. И все же то, о чем говорится в этих рекомендациях, важно для успешного прохождения процесса адаптации малыша. Вот почему я привожу эти рекомендации почти полностью: 
«Для помощи ребенку в период адаптации мы рекомендуем забирать его в первую неделю сразу после обеда. 
Расставаться с малышом быстро и не реагировать на капризы и слезы. После Вашего ухода, когда малыш убедится, что Вы действительно ушли, и Вас не вернуть слезами, наши педагоги с легкостью найдут способ успокоить ребенка. 
Кроме того, мы рекомендуем внимательно ознакомиться с режимом дня в детском саду и строго соблюдать его в выходные дни дома. Вам необходимо говорить с ребенком о том, что он делал, чему научился, что кушал в детском саду. 
Обязательно хвалить малыша и говорить ему, что гордитесь тем, что он совсем взрослый. Для малыша очень важен Ваш позитивный настрой и уверенность. Не следует в присутствии ребенка высказывать свои опасения. связанные с детским садом. 
В среднем период адаптации длится около месяца. Стресс, связанный с большим объемом новой информации, иногда приводит к заболеванию. Это защитная реакция организма. Поэтому довольно часто в течение первого месяца посещения детского сада дети заболевают. Этого не стоит бояться — наша задача избежать повторений заболеваний в дальнейшем. Для облегчения периода адаптации мы рекомендуем родителям составить для педагогов подробную памятку, где обязательно указать привычки и предпочтения ребенка». 

СНОВА САД — РОДИТЕЛЯМ! 

Сегодня присутствовала при разговоре родителей с методистом одного очень хорошего садика. Требование «быстро прощаться и уходить» та облекла в очень подходящую форму — защиты интересов ребенка: «Как только вы попрощались, сразу уходите, иначе малыш не сможет осознать смысла этого действия и будет уверен, что оно непременно связано со слезами». Действительно, кому нужна искаженная картина мира? 
Мальцева И. В.
01.09.2011

Оставить комментарий

Новости и события

Марафон #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

ПРИМИ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

18.05.2017