• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Как и когда учить малыша одеваться самому?

Уже с полутора лет малыш практически безошибочно соотносит предмет с его назначением и начинает принимать участие в процессе собственного одевания-раздевания: протягивает ладошку за варежкой, а ножку — за ботиночком, поднимает голову, чтобы на него надели шапку или повязали платок и т. д. 
К двум годам его помощь становится более разнообразной и ощутимой: он просовывает ручки в рукава, а ножки в колготки и штанишки, пытается самостоятельно выполнить то или иное действие по одеванию-раздеванию, проявляя подчас завидное упорство. 
Если не пропустить этот период и помочь ребенку развить свои навыки в самообслуживании, то к трем годам он будет способен одеваться и раздеваться самостоятельно. Для этого необходимо обучить его нужной последовательности действий с привычными для него предметами личного туалета — одеждой и обувью. 
Начнем с раздевания. Действия по раздеванию должны будут подготовить последующее одевание и сделать его таким же простым и «экономичным». 

Колготки. 
Учим такой последовательности действий: 
— подойти к стульчику и встать около него спиной к сиденью; 
— взяться двумя руками за резинку колготок и спустить колготки ниже коленок; 
— сесть на стульчик; 
— выпустить из рук резинку коготок, взяться одной рукой за пятку чулка, а другой — за носок и потянуть чулок с ноги немного вниз; 
— сделать это со вторым чулком; 
— поочередно стягивать оба чулка вниз до конца; 
— взять двумя руками снятые колготки за резинку (руки можно приподнять, чтобы колготки полностью расправились) и встать со стульчика; 
— повернуться к сидению и положить на него колготки резинкой к спинке стула и двумя швами-«дорожками» вверх. 
Если все действия выполнены правильно, тогда надеть колготки не составит труда, потому что при этом достаточно будет: 
— подойти к стульчику и взять колготки двумя руками за резинку; 
— прижать колготки к себе, не вертя их в руках; 
— сесть на стульчик и всунуть поочередно ноги в чулки. 

Платье и рубашка. 
Учим такой последовательности действий: 
— расстегнуть (с помощью взрослого) все пуговицы на вороте платья и только две верхних пуговицы на рубашке; 
— потянуть вещь за расстегнутый ворот двумя руками вперед и немного вниз, немного нагнувшись при этом, чтобы высвободить голову; 
— потянуть рукав за конец или середину рукава (но не за плечо) вниз с одной руки; 
— сделать то же со вторым рукавом; 
— встать за спинкой стула и повесить на него вещь подолом вверх, а застежкой вниз (если на платье застежка сзади, то наоборот). 
Если все сделано правильно, тогда надеть платье или рубашку можно будет так: 
— подойти к спинке стула, наклониться к вещи и просунуть в нее голову, не снимая вещь со стула; 
— выпрямиться и поочередно просунуть руки в рукава. 

Обувь. 
Учим такой последовательности действий: 
— встать рядом со стульчиком (или там, где следует разуваться); 
— поставить две обутые ноги вместе; 
— наклониться и развязать шнурки (отстегнуть застежки); 
— вынуть поочередно ноги и поставить их рядом с пустой обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног; 
— задвинуть пару обуви под стульчик (или туда, где следует ее хранить, не разъединяя ее). 
Если все выполнить правильно, тогда действия по обуванию будут следующими: 
— выдвинуть, не разъединяя, пару обуви; 
— встать над обувью так, чтобы она оказалась между ступнями ног; 
— поочередно вставить ноги в обувь и застегнуть ее (с помощью взрослого, если на обуви есть шнурки). 

Разумеется, в дальнейшем эти действия претерпят определенную трансформацию: часть их будет «свернута». Однако на данном этапе важно сохранить полную последовательность перечисленных действий, пока малыш полностью не усвоит принятый порядок. 

Теперь о колготках. Перечитала собственную инструкцию и подумала, что пойти «от обратного» — от надевания к сниманию — тоже никому не помешает. А чтобы надеть колготки, просто взяться за резинку — недостаточно будет. 
Надо пометить переднюю часть. Вернем «бабушкин крестик» из цветных ниток? Какие будут предложения? 

На ноги (именно на стопу) колготки натянуть — действительно, дело не простое. Нужно научиться видеть носок и на своей ноге, и на колготках (а еще сопоставить с другой популярной вещью, которая имеет точно такое же название — носком). Наблюдала, какое удивление вызывает у малышей этот факт: 
Предлагаю уделить внимание развитию мыслительной деятельности ребенка: ему предстоит осознать, что слово «носок» может обозначать и целую вещь, и часть вещи, и часть отдельной части тела (собственной ноги). 
Вот как действовала сама: посадила малыша к себе на колени, обхватила пальчики на его ноге своей рукой, потрясла их чуть-чуть, сказала несколько раз отчетливо и громко: «Носок! " Малыш засмеялся, и игра в «поймай носок» продолжилась с одной, а потом — с другой его ножкой. 
Затем взяла в одну руку цветной носочек, а второй рукой на слова «Где носок? Вот носок!» показала, как можно «поймать» (обхватить рукой) кончик носка. Наигрались с носком и стали играть с носками колготок: те, конечно же, так и норовили «уползти» от малыша, словно две змейки, а он хватал их за «носки». (На всякий случай: для игры предлагаем ребенку только чистые вещи…) 
Разумеется, вслед за этим «носок» нужно будет рассмотреть и на обуви, и на стопе кукол, игрушек. 
Ну и после такого «рассмотрения вопроса» переходим к деятельности по натягиванию «носка на носок». Здесь можно предлагать малышу пробовать проделать это вначале на «модели»: крупной кукле или другой игрушке, оказать посильную помощь маме и т. д. Принцип работы, который должен быть усвоен: ткань по обе стороны от носка обхватывается пальчиками обеих рук и тянется на себя «до упора». Кстати, следует обратить внимание, как именно кроха предпочитает действовать: держит вытянутую ножку прямо перед собой, поднимает ее вверх (многие детки ложатся на спину и поднимают ноги с полунадетыми колготками вверх), а, может быть, опускает ножку вниз и наклоняется к носку сам? 
Мальцева И. В.

Оставить комментарий

Новости и события

Марафон #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

ПРИМИ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

18.05.2017