• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Что такое "Вкладыши в рамку" и как их можно сделать

Мальцева И. В.
Мальцева Ирина Владимировна:
Анастасия, вы написали о том, что вырезали на крышке обувной коробки круг и квадрат, чтобы кроха научился вкладывать в отверстия игрушки этих же форм. Я решила написать о данном типе игрушек поподробнее.
Дело в том, что незатейливое, но очень полезное «приспособление», которое вы смастерили, относится к типу игр, называемому «вкладыши в рамку».
Известность этих пособий связана, прежде всего, с именем Эдуарда Сегена, французского врача и педагога 19 века, который применял их в обучении детишек с отклонениями в развитии и добивался при этом значительных результатов. «Доски Сегена» - непременный «атрибут» развивающей среды системы Монтессори, которая была последовательницей многих педагогических идей своего знаменитого соотечественника. Действительно, «вкладыши в рамку» прекрасно развивают сенсорные умения малышей, приучая их сопоставлять форму, цвет, размер предметов, находить соответствия по этим признакам, а в процессе работы тренировать координацию движений рук и ловкость пальчиков.
«Вкладыши» - это небольшие разнообразные фигурки (форма, цвет и количество которых может сильно варьироваться), которые нужно вложить в отверстия соответствующих размеров и форм.
«Рамка» - это широкая либо узкая панель (планшет), на которой отверстия и расположены. Несколько плоских рамок могут быть гранями объемной» игрушки – ящичка (кубика, шкатулочки, домика). В этом случае малыш получает возможность работать сразу с несколькими панелями и гораздо большим числом разнообразных форм.
Такую «объемную рамку» из обувной коробки нетрудно сделать в домашних условиях. Важно и то, что домашний образец с двумя прорезями для геометрических форм – круга и квадрата – и есть начальный вариант игрушки, с которым следует познакомить малыша в первую очередь. Встретить его в магазине сложно. Вот почему творческая инициатива родителей, не выбросивших пустую коробку и потративших совсем немного времени на ее преобразование, дорогого стоит!
На что следует обратить внимание при игре малыша со вкладышами:
• равномерно ли он распределяет пальчики по поверхности округлой формы, удерживает ли за уголки квадратную форму;
• сопоставляет ли форму вкладыша и отверстия для него (прикладывает ли вкладыш вплотную к отверстию, накладывает ли его на отверстие или совершает пробы «на удачу», не делая примеривающих действий).
Как можно продолжить работу со вкладышами:
• давать крохе для игры предметы, способные проваливаться в отверстия и способные застревать в них (формы разной величины);
• чуть позже вырезать на коробке треугольник или приготовить другую коробку уже с тремя отверстиями примерно равной величины (затем – с отверстиями разной величины или с увеличенным количеством разных форм).
Так же легко можно приготовить и плоские «вкладыши в рамку». Возьмите плотный картон и нарежьте его на карточки одинакового размера. Сгруппируйте карточки попарно. На первой карточке каждой пары вырезается крупная геометрическая фигура. Затем первые карточки наклеиваются на вторые карточки – основу. Карточка с подслоем – «окошко» для фигуры – готово (фигура должна легко вкладываться и выниматься из «окошка»).
Можно сделать фигурные вкладыши разноцветными. Тогда и углубление на карточке (место вкладывания фигуры) будет такого же цвета.
Такие вкладыши и рамки пригодятся малышу тогда, когда он начнет упражнения с карандашом: их можно обводить, а полученные на бумаге фигуры раскрашивать. Полезно обводить пальчиком и по фигурным краям рамок и вкладышей. Такая воздушная обводка поможет ребенку ощутить округлость или угловатость той или иной формы.

Анастасия:
Здравствуйте!

Спасибо, Ирина Владимировна, это очень ценная информация. Только я немного просчиталась и в отверстие для квадрата входит шар, в игре Миша иногда "жульничает", я стараюсь этого не допускать. С треугольником сложнее, надо сначала треугольник найти, но, думаю, справимся. Есть у нас и магазинные рамки (с домашними животными и одень медведя), а также кубик-сортер, но это попозже. Еще Мише подарили на день рождения домик с ключиком, часиками и животными. Основы, на которых стоят зверушки, фигурные и их тоже надо вставлять в отверстия.

Также помогли занятия для пальчиков. Теперь Миша показывает пальчиком (иногда забывает и показывает рукой), даже машинки переворачивает и крутит колесо пальчиком. Стал играть в пальчиковые игры, а раньше руки оттдергивал.

Мы читаем книжки из серии "Школа семи гномов". Тут возникла проблема: надо уже по возрасту заниматься с синей серией (от года до двух), а мы еще эту (до года) не осилили. С книжкой "Квадратик и кружок" не получается заниматься, потому что Миша не понимает что я от него хочу и мнет детальки. Пока только рассматриваем. И до книжки "Сложи картинку" дело тоже пока недошло. Любимая книжка из этой серии "Веселый хоровод", бежит отвсюду, когда я ее достаю. Я еще сделала подборку детских стишков к героям, что имело оглушительный успех.
Еще не получается рисовать. Мы пробовали и маркером, и фломастерами, и карандашами, на бумаге, на рулоне обоев, и ватмане.

Может быть я многого от него требую, слишком много нагружаю? Хотя занятия короткие - по несколько минут, книжки подольше читаем, потому что он сам просит.

С уважением, Анастасия

Мальцева Ирина Владимировна:
Анастасия, здравствуйте! Во-первых, позвольте вами восхищаться!!! Посмотрела фотографии Мишеньки. Дай бог, чтобы этот чудесный малыш радовал всю свою семью и впредь!
Вы довольно подробно написали о серии «Семь гномов». Как человек, имеющий к издательскому делу какое-никакое отношение, могу вам с уверенностью заявить, что четкой градации в отношении наполнения заданий для малышей первого и второго года жизни там нет. Так что прорабатывайте книжки спокойно, постепенно, ориентируясь на возможности и интерес ребенка.
1.Складывание картинок из двух частей – это работа по плоскостному конструированию, которую осваивают дети третьего года жизни. Так что книжка «Сложи картинку» должна подождать своей очереди.
2.Детали к упражнениям – геометрические фигуры - делайте из мягкого пластика (подойдут цветные папки-конверты) или из цветного картона. Старайтесь увеличивать размер фигур, чтобы они были напольными (то есть подходили для раскладывания на полу). Издатели ограничены в технических условиях и, конечно, не могут совместить с книжкой добротный дидактический материал.

Вопрос про фигурки (стоит ли их приклеивать в книжку) оставлю открытым. Не видя книжку, могу только предполагать несколько вариантов дальнейшей работы:
1.Приклеивание ради самого приклеивания. Эта работа (намазывание, примеривание, прижатие, разглаживание) малышу еще непонятна.
2.Приклеивание фигурок ради их сохранения и дальнейшего показа в книжке (если цвет фигурок и фон странички разные). Ради этого стоит приклеить.
3.Приклеивание фигурок для того, чтобы малыш взирал на однообразный фон странички (цвет фигурок и фон странички одинаков). Ради этого НЕ стоит приклеивать.

А вот как можно приклеить фигурки, чтобы «дать вторую жизнь» этой страничке:
1.Согните фигурки пополам (или отогните какую-то часть) и приклейте к «отверстию» на страничке эту половинку или отогнутую часть фигурки, а вторую часть оставьте свободной (это дверца). Хорошо, если эти дверцы будут открываться в разные стороны (влево, вправо, вверх и вниз). Нарисуйте на открывающейся части фигурок, находящихся на страничке, цветочек, крупные точки в разном количестве, смешную головку и т.д. Получится новая игра по открыванию-закрыванию дверок и поиску за ними разных «знакомцев».
2.Можно сделать первый пазл: отрезать от фигурки один (не более!) кусочек и приклеить только его. Таким образом, получится новая игра с прежним условием: нужно будет закрыть более сложное по форме отверстие более сложной по форме дверцей.
И. Мальцева В.
20.02.2012 10:00

Оставить комментарий

Новости и события

Тестирование игрушек

Стань Мякиш-Экспертом!
Протестируйте игрушки БЕСПЛАТНО!

13.06.2017