• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Развиваем речь. Игры с картинками для старших дошкольников

В эту игру можно играть с любой сюжетной картинкой. 

Игра «Речевые цепочки-1» 
Перед игроками лежит сюжетная картинка. Любая. Все внимательно смотрят на нее в течение 1-2-х минут, пока не прозвучит условленный сигнал (например, будильник). Задача каждого игрока - рассмотреть все персонажи, их внешний вид и действия, а также другие интересные детали, чтобы суметь составить предложение о действии каждого объекта. По сигналу игроки получают возможность друг за другом произносить по одному предложению, рассказывая о том, что делает выбранный ими персонаж. Например: «Девочка катается с горки», «Мальчик катается на коньках», «Мальчик катит снежный ком» и т.д. Произносить предложения друг за другом игрокам нужно довольно быстро. Если игрок «держит длинную паузу», то победу в игре он точно удержать не сможет: она достанется тому, кто без долгих раздумий произнесет новое предложение о действии какого-нибудь объекта на картинке самым последним. Но как же это сделать, если все персонажи уже побывали в «зоне внимания» игроков? Вот несколько выходов из этой затруднительной ситуации: 
• не забывать, что составлять предложения можно и нужно не только про живые объекты, но и про неживые тоже, например: «Падают снежинки», «На горке стоит маленькая елочка», «Лед блестит» и т.д; 
• стараться использовать «ход» своего соперника, то есть составленное им предложение. Например, он говорит: «Мальчик кидает снежки». Но ведь сначала их нужно было слепить! Вот и получится новое предложение: «Мальчик вылепил снежки» или «Мальчик слепил много снежков»; 
• вспомнить, что в правилах не было сказано о том, что предложение не может быть составлено о нескольких объектах сразу. Так что самое время поискать обобщающие слова для персонажей и использовать свою находку. Например: «Дети гуляют во дворе», «Ребята весело смеются». То же самое – о животных (или только о зверях), об игрушках, подарках и многом-многом другом. 

Игра «Речевые цепочки-2» 
Организация этой игры точно такая же, но все же отличие есть. И существенное. На этот раз речевые цепочки, то есть предложения о самых разных объектах на картинке, должны быть одинакового качества. 
Это значит, они должны быть составлены по определенному образцу или правилу. Вот несколько вариантов: 
- в каждом предложении обязательно должно быть два слова-действия, которые выполняет один и тот де объект, например: «Девочка взяла куклу и подошла к продавцу»; 
- в каждом предложении обязательно должно быть слово-признак, которое относится к тому или иному объекту, например: «Девочка взяла нарядную куклу»; 
- в называемом предложении должно быть определенное количество слов, например, не менее четырех (выполнение этого правила не покажется сложным, если одновременно с каждым названным словом игрок будет выкладывать на стол одну фишку или пуговку). 
Число вариантов этой игры игроки по своему желанию могут увеличить без особого труда. Например, в каждое предложение станут включать не два, а три слова-действия, не одно, а два слова-признака, ну а общее число слов в предложении повысят, скажем, до десяти. 
Мальцева И. В.

Оставить комментарий