• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Развитие телесных ощущений. Регуляция. Мимика. Жесты

№1. Рисуем самих себя 

• Для этого упражнения понадобится рулон старых обоев или несколько кусков белой бумаги, склеенных между собой.
• Предложите малышу лечь спиной на белое «полотно», немного расставив в стороны ноги и руки. Пусть плотно прижмет ладошки к поверхности листа и разведет в стороны пальчики рук. Обведите его тело ярким фломастером так, чтобы на бумаге остался четкий силуэт (при обводке ног разверните ступни ребенка в правую и левую стороны и слегка прижмите их к поверхности листа).
• Вместе рассмотрите получившийся рисунок, назовите основные части тела:
-голову
-шею
-туловище
-плечи
-грудную клетку, живот и спину
-руки (локти, запястья, кисти, пальцы)
-ягодицы
-ноги (колени, стопы, пятки, пальцы)
• Предложите ребенку раскрасить «себя»: нарисовать лицо (глаза, уши, нос, рот, волосы и пр.), «надеть» на «себя» одежду.
• После детского силуэта может появиться и взрослый, если на бумагу ляжете вы, а малыш исполнит роль «художника».

№2. Дотронься до … (игра с силуэтом)
• Вы называете ту или иную часть тела, а ребенок старается как можно быстрее дотронуться до нее на своем раскрашенном силуэте.
• Вы меняетесь ролями.
• Вы называете пару частей тела сразу (например, «рука-глаз», «живот-ступня), а ребенок одновременно дотрагивается до них на своем силуэте двумя руками (или ногами!)
• Вы называете тройку (четверку) частей тела сразу (например, «ухо-локоть-колено-шея»), а ребенок одновременно дотрагивается до них на своем силуэте руками, ногами или локтями (а может, даже носом!)
• Вы меняетесь ролями.
• Вы меняетесь не только ролями, но и силуэтами (взрослый показывает части тела на детском силуэте, а ребенок – на силуэте взрослого).
• Вы и ребенок показываете называемые части тела на любом из двух силуэтов (рисунки лежат рядом друг с другом).
• Ребенку нужно постараться дотронуться до нужных частей тела, выполняя все свои движения о ч е н ь м е д л е н н о, не ранее, чем пройдет 3 минуты (закончит сыпаться песок в песочных часах, отзвучит спокойная мелодия).

№3.Сожми кулачок
• Предложите малышу сесть и положить руки с раскрытыми ладошками себе на колени.
• В течение 3 минут (например, в момент звучания спокойной мелодии) ему нужно постараться о ч е н ь м е д л е н н о сжимать ладошку в кулачок.
• Возвращайтесь к этому упражнению дл тех пор, пока малыш не станет довольно успешно укладываться в отведенное ему время.
• Предложите ребенку сжимать в кулачки обе ладошки за это же время.

№4. Море волнуется – раз!
Эта немного подзабытая в наше время игра чрезвычайно полезна. Она учит малыша регулировать свои движения, своевременно реагировать на внешний раздражитель (команду об окончании игры). Для взрослого – это прекрасная возможность получить информацию о восприятии ребенком своего тела.
• Вы начинаете проговаривать знакомые слова «Море волнуется – раз. Море волнуется – два. Море волнуется – три…». Ребенок в это время получает возможность двигаться совершенно произвольно: танцевать, скакать, размахивать руками.
• Но вот вы произносите последние слова: «Морская фигура, замри!» Малыш должен тут же остановиться в той позе, в которой его застали «волшебные слова». И не только остановиться, но и простоять некоторое количество времени. Пусть сначала попробует оставаться неподвижным всего несколько секунд. Затем это время можно увеличивать.
• Как только вы скажете: «Отомри!», игру можно начинать снова. Вы можете меняться ролями, привлекать к игре других членов семьи, друзей ребенка. Чем больше участников, тем интереснее.

№5. Работящие пальчики
• «Давай согреемся!»: ребенок быстро-быстро трет ладошки друг о друга.
• «Зайчик-барабанщик»: ребенок барабанит сжатыми кулачками по любой поверхности, словно маленький зайчик, или делает это прямо в воздухе, с воображаемым барабаном
• «Дождик»: кончиками пальцев обеих рук малыш одновременно стучит по поверхности стола. Вот «дождик» частый-частый, вот он стихает, вот вновь усиливается….
• «Пекарь»: ребенок сгибает большой и указательный пальцы руки и соединяет их вместе «колечком». Точно такую же «баранку» ему нужно получить из большого и указательного пальчиков второй руки. После этого «баранки» нужно сделать, соединяя попарно большой палец на каждой руке с другими пальцами. Сколько всего «баранок» удалось «напечь» пекарю?

№6. Воздушный шарик
• Скажите ребенку, что он – воздушный шарик, и сейчас вы его как следует надуете. Ведь шарик выглядит таким маленьким, жалким, сморщенным… Ребенок должен постараться изобразить телом именно такой шарик: согнуться, расслабиться.
• Вы начинаете надувать шар, выпуская изо рта струи воздуха одну за другой. Можно «взять» в руки воображаемый насос и начинать поднимать-опускать его за ручку, «надувая» шар. Ребенок постепенно выпрямляется, расставляя при этом в стороны руки, надувая щечки. Важно, чтобы он делал это м е д л е н н о, не спеша.
• Вот «шарик» и надулся: ребенок стоит на цыпочках, руки максимально разведены в стороны, спинка прямая, щечки надуты.
• Обвяжите его ноги воображаемой веревочкой, включите неспешную мелодию или изобразите ветерок (подуйте на «шарик» с одной, а потом с другой стороны). Пусть «шар» покачается, полетает в небе.
• Развяжите на «шарике» воображаемую веревочку: он должен сдуваться так же медленно, как и надувался.

№7. Зеркальце
Это упражнение всегда вызывает большой интерес ребят, оно очень популярно.
• Один из участников игры – ведущий – меняет позу, выполняя какие-либо движения, а другой – «зеркальце» - копирует их. Движения могут быть самыми простыми: поднять руку (руки) вверх, поставить их на пояс, наклониться, расставить ноги, повернуться и т.д. Затем игроки в парах меняются своими ролями.
• Довольно часто используется другой вариант игры: кто-то один показывает свои движения сразу нескольким «зеркальцам» и определяет, какое «зеркальце» их лучше копировало. Разумеется, лучшее «зеркальце» и становится ведущим в следующей игре.
• Движения ведущего от игры к игре постепенно усложняются. Например: поставить ноги на ширине плеч, одну руку поставить на пояс, а другую – вытянуть в сторону. Или: сесть на корточки, ладонью правой руки закрыть левый глаз, а левую руку поднять вверх и т.д.
• За придумывание самой оригинальной (но исполнимой другими!) позы ведущие могут и посоревноваться.

№8. Математика на спинках
Рисовать на спинках друг друга – большое удовольствие. Такой пальчиковый массаж будет еще и очень полезной математической игрой, если:
• рисовать на спине своего напарника цифру (конечно, движения должны быть четкими и поначалу неспешными). В случае, если партнер затрудняется назвать, что именно было нарисовано у него на спине, рисунок нужно повторить. Причем, не обязательно рисовать ту же цифру повторно. Можно легонько постучать кулачками по спине своего напарника нужное количество раз. Внимательно считая «стуки», тот сможет разгадать задуманное число;
• рисовать на спинках друг друга не только однозначные числа, но и двузначные (в записи которых две цифры – два знака): 10, 11, 15, 25, 99;
• записывать числа, состоящие из большего количества знаков: трехзначные, четырехзначные и… «столько значные», сколько позволит ширина спинки;
• составлять примеры, по очереди подставляя друг другу спинки и договорившись рисовать на них только по одному знаку за один «сеанс». Игроки, продолжая записи друг друга, должны вовремя оформлять их соответствующим образом (ставить знаки действий). Иначе «пальчиковые» примеры не получатся. Вот как может выглядеть такой пример: «семь» - «плюс» - «три» - «равно» - «десять». Или: «пять» - «минус» - «пять» - «плюс» - «десять» - «равно» - «десять». Можно обозначать нужное число и рисуя цифры, и постукивая по спине кулачками.

№9. Азбука на спинках
Эта игра очень похожа на предыдущую. «Математический» пальчиковый массаж легко станет сначала «азбучным», а потом «словесным», если:
• нарисовать на спине своего напарника букву (движения поначалу, как всегда, должны быть четкими и неспешными). В случае, если партнер затрудняется назвать, что именно было нарисовано у него на спине, рисунок буквы нужно повторить;
• писать печатными буквами на спинках друг друга целые слова. При этом можно договориться о том, чтобы в словах было определенное количество букв или все они были связаны с одной и той же темой;
• писать свои слова по очереди, то есть всего по одной букве за один «сеанс». Такое «прерывистое» письмо заставляет игроков усиленно «держать» внимание, чтобы не забыть порядка написания своего слова и уже известной части слова своего напарника. Вот как может выглядеть такая игра: 1 игрок: «Ш». 2 игрок: «М». 1: «А». 2: «Я». 1: «Ч». 2: «Р». 1-ый игрок произносит вслух разгаданное слово «ШАР», а 2-ой – слово «МЯЧ»;
• писать вместо букв цифры – порядковые номера букв в алфавите – наиболее сложный вариант этой игры. Но его тоже стоит попробовать! Никто ведь не мешает игрокам смотреть во время письма на плакат «Азбука» с расположенными в алфавитном порядке буквами (можно подписать на плакате под буквами их порядковые номера). Например, те же слова «шар» и «мяч» будут переданы шифровальщиками следующими цифровыми кодами: «26-1-18» и «14-33-25».

№10. Ритм на спинках
Эта игра также предполагает самый тесный «контакт» ручек одного игрока с поверхностью спины другого.
• Ритм на спинках можно отстукивать кулачками, можно отшлепывать ладошками, а можно «отщипывать» кончиками пальчиков. Главное, делать это несильно, чтобы ритмический массаж был приятен партнеру.
• После передачи своего ритма первый игрок встает спиной к тому, кто «принимал» от него сигналы, и готовится ощутить тот же самый ритмический рисунок на себе.
• Если ритмический рисунок совпадает, очко получает его партнер. Если нет – ритм следует повторить вновь (но очко «принимающая сторона» уже не получает).

№11. Палитра ощущений
Эта игра позволяет игрокам по очереди получить целую «палитру» кожных ощущений.
• Один игрок ложится на пол, немного раскидывает руки и ноги (расслабляется) и закрывает глаза, чтобы сосредоточится на тех ощущениях, которые будет получать от прикосновений своего партнера.
• Второй игрок начинает прикасаться к разным частям тела лежащего напарника разными материалами, предметами или их частями. Главное, чтобы все эти «подручные средства» вызывали разные кожные ощущения. Так, поверхность кожи можно гладить кисточкой или перышком, мягкой игрушкой или твердым шариком, ложечкой металлической (холодноватой) и деревянной, кусочком меха или шелка, катать под ладошкой граненый карандашик или грецкий орешек, касаться мокрой рукой и т.д.
• В момент необычного массажа первый игрок проговаривает свои ощущения, например: «нравится» - «не нравится» - «очень нравится» - «не очень нравится». А после окончания той или иной процедуры он объясняет, чем именно понравилось или не понравилось прикосновение.
• Игру можно сделать более занимательной, если игрок, получающий необычный массаж, должен будет угадать то «средство», которым ему в данный момент дарится то или иное ощущение.
• Эта же игра имеет еще один вариант. «Выбирается» определенная часть тела: нога или рука. Игроки вместе определяют место на ноге или руке, прикосновение к которому должно означать конец игры (игрок, ощутивший прикосновение именно в этом месте, должен будет сказать «стоп!») После этого игрок, который будет получать ощущения, закрывает глаза, а его партнер начинает проводить пальчиком руки или каким-либо предметом рядом с нужным местом на руке или ноге своего партнера. Вот, наконец, он его касается. Если при этом «стоп!» не прозвучит, очко получает тот, кто выполнял «массаж», а не тот, кто его получал.

Следующие игры посвящены развитию мимики, пантомимики и жестикуляции – важным средствам коммуникации, которые малыш будет учиться использовать взамен словесного высказывания или в его поддержку.

№12. Что это такое?
Это простое упражнение можно проводить с закрытыми глазами, используя большое количество самых разных по свойствам предметов. Ребенку в ладошку кладется мелкий предмет (камушек, шишка, крупная пуговица, ракушка, орешек, катушка и т.д.) Его задача – описать то, что находится в руке и попытаться назвать предмет. Это сделать не так-то просто, если предмет ощупывается не двумя руками, а лишь одной рукой – той, в которой он находится.
Если в небольшой закрытой крышкой коробочке по бокам сделать два круглых отверстия для рук, то получится «загадочная шкатулка», в которой смогут находиться «загадочные предметы» большего размера. Просовывать с двух сторон руки в коробочку, находить и ощупывать предметы с разной фактурной поверхностью малыш будет с большим удовольствием!

№13. «Трудные вопросы»
По очереди с ребенком вы превращаетесь в Незнайку, который на любой вопрос должен выражать свое недоумение и растерянность: приподнимать и опускать плечи, разводить в стороны руки, приподнимать брови, изображать растерянность на лице мимикой. Чтобы игра получилась веселой, ее можно связать с логоритмическими упражнениями: притоптывать в такт шутливым вопросам-чистоговоркам. Вот примерные шутливые вопросы игрокам:
• Та-ра-ра, та-ра-ра! На дворе растет трава?
• Ду-бу-ду! Ду-бу-ду! Это ворон на дубу?
• За-за-за! За-за-за! Пряники жует коза?
• До-ре-ми-фа-соль-ля-си: Сели зайки на такси?

№14. «Что мы делали – не скажем, лучше это вам покажем!»
Эту известную игру-пантомиму можно превратить в занимательное «пантомимическое лото», если заранее приготовить побольше картинок или карточек с изображением самых разнообразных действий персонажей: кто-то умывается, вытирает посуду, ест, поливает цветы, надевает сапожки и т.д.
В начале игры карточки лежат стопкой изображениями вниз. Игроки по очереди берут по одной карточке и жестами пытаются изобразить действие того или иного персонажа. Тот игрок, кто быстрее других правильно «прочитал» это действие – догадался о том, что показывается жестами – забирает карточку с этим действием себе. Выигрывает тот, кто сумел отдать своим товарищам по игре все свои карточки (то есть верно и точно изобразил нужные движения), а также тот, кто накопил-собрал больше всех чужих карточек (быстрее других определял действия других игроков).
«Пантомимическое лото» вполне может стать «зоологическим», если участники получат карточки с изображением животных. Тогда их задача будет заключаться в том, чтобы изобразить походку или повадки своих животных.

№15. «Необычные подарки»
Эти подарки нельзя увидеть, их можно только назвать, ощутить и …подарить другому. Дети встают в круг и готовятся передавать друг другу воображаемые предметы: воздушный шарик, тяжелую коробку, стеклянную вазу, круглый торт, большую длинную машину, маленького пушистого кролика, розочку и т.д.
Каждый объект требует не только разного положения рук, но и разных телодвижений, мимики. Например: кролика бережно удерживаем в ладошках, поглаживаем по длинным ушам, улыбаемся; стеклянную вазу ставим донышком на ладошку одной руки, а второй – обхватываем за горлышко, передаем не спеша, осторожно; стебелек розы удерживаем двумя пальчиками – большим и указательным, приближаем цветок к себе, вдыхаем аромат, улыбаемся и т.д.

№16. «Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова!»
Это упражнение научит пару игроков выполнять согласованные движения, имитирующие общее действие, например, пиление дров. Каждый игрок в свою очередь выдвигает вперед одну и ту же (ведущую) руку, согнутую в локте (на манер «рычажка»), изображая движение пилы по бревну. Для того, чтобы действия пары получились слаженными и ритмичными, вначале их можно выполнять вот с такой потешкой:
Раз-два! Раз-два! Пилим на зиму дрова!
Раз-два, раз-два! До чего пила остра!
Ест пила березу, дуб,
Ест пила осину!
Будут в печке полыхать
Бревнышки всю зиму!
Хорошо, если «пильщики» время от времени могут менять руки, то есть совершать движения разными руками.

№17. «Тук-тук! Тук-тук! Раздается в кузне стук!»
Это упражнение на синхронные движения двух «кузнецов», каждый из которых будет удерживать в руке свой молот, поочередно поднимать руку с тяжелым молотом вверх (немного заводить ее за спину) и быстро опускать ее вниз , молотом - на наковальню:
Тук-тук! Тук-тук!
Молот нам в работе - друг!
С ним скуем подковы, гвозди,
Чтоб везли нас кони в гости!
Так же, как и «пильщикам», «кузнецам» время от времени следует менять руки, то есть совершать движения своими тяжелыми молотками разными руками.

№18. «Сова летит!»
Это упражнение учит ребенка сдерживать свои эмоции, двигательную активность в целом, оставаясь неподвижным некоторое время – действовать согласно командам ведущего.
Пляшут зайки на полянке
Целый день, целый день!
Кувыркаться и резвиться
Им не лень, им не лень!
«Зайки» или игроки действительно получают возможность совершать любые произвольные движения, прыгать и скакать вволю, пока ведущий не произнесет: «Сова летит!» Вот тут все «зайки» замирают настолько, насколько это возможно. Мышцы игроков напряжены, ведь «сова» ( в нее может превратиться сам ведущий) способна заметить даже малейшее движение незадачливого зверька и схватить его!

№19. «Снеговичок тает»
• Сначала «Снеговичок» стоит, опустив руки вдоль туловища, и радуется зимней погоде.
• Затем он начинает медленно опускаться на пол без помощи рук. Это начинает пригревать весеннее солнышко!
• «Снеговичок» продолжает подтаивать: движение вниз продолжается, он медленно-медленно садится на пол.
• Наконец, снежный человечек медленно ложится….
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок во время игры не падал на пол, а опускался на него медленно и осторожно.
Хорошо сопроводить «таяние» плавной мелодией и, если это нужно, при первых пробах разрешить ребенку опираться на руки, опускаясь на пол.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ-1

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ-1
1.Руки сцеплены в замок. Поочередно выпрямляем пальцы, начиная с больших и заканчивая мизинцами, и наоборот.
2.Руки сложены перед грудью (поза «Наполеон»).
ВНИМАНИЕ! Как правило, правая рука находится сверху у левополушарных, а левая – у правополушарных.
В максимально быстром темпе меняем расположение рук.
3.Надуваем поочередно щеки: сначала правую, потом левую, отводим глаза в сторону надутой щеки. Затем повторяем то же упражнение, но глаза отводим в противоположную от надутой щеки сторону.
4.Поочередно и в максимально быстром темпе подмигиваем то правым, то левым глазом.
5.Руки лежат на столе (правая рука на левой руке– поза «первоклассника»). Поднимаем правую руку вверх, поставив ее на локоть, затем то же делаем левой рукой. Кладем правую руку на стол, затем левую руку - на правую.
Выполняем упражнение сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп.
Мальцева И. В.
15.12.2011 02:26

Оставить комментарий