• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Определение вида одаренности детей от 5 до 10 лет

КАРТА ОДАРЕННОСТИ 

Возрастной диапазон, в котором она может применяться, - от 5 до 10 лет. 

ИНСТРУКЦИЯ: 
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. 

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; 
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; 
(0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. 

• Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. 

• Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. 


ЛИСТ ВОПРОСОВ 
1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. 
2.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. 
3.Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету». 
4.В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. 
5.Проявляется большой интерес к музыкальным занятиям. 
6.Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. 
7.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. 
8.Интересуется механизмами и машинами. 
9.Инициативен в общении со сверстниками. 
10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. 
11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. 
12.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 
13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить. 
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь. 
15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки. 
16.Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 
17.Интересуется актерской игрой. 
18.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. 
19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. 
20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 
21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. 
22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов. 
23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. 
24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. 
25.Хорошо поет. 
26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 
27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 
28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки. 
29.Легко общается с детьми и взрослыми. 
30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. 
31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 
32.Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие. 
33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два. 
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков. 
35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 
36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 
37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. 
38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. 
39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. 
40.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. 
41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. 
42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. 
43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. 
44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время без побуждения взрослых. 
45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 
46.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. 
47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. 
48.Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. 
49.Часто руководит играми и занятиями других детей. 
50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. 
51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. 
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два. 
54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения. 
55.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 
56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. 
57.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. 
58.Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом. 
59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. 
60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 
61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 
62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. 
63.Умеет делать выводы и обобщения. 
64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой. 
65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. 
66.Склонен фантазировать. Старается добавить что-то новое и необычное. Когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем. 
67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 
68.Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). 
69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. 
70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол). 
71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. 
72.Способен предложить большое количество самых разных идей и решений. 
73.В свободное время любит читать научно-популярную литературу, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. 
75.Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. 
76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. 
77.Любит игры-драматизации. 
78.Быстро и легко осваивает компьютер. 
79.Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим. 
80.Физически выносливее сверстников.

Ну и конечно, самое главное! Для того, чтобы переслать мне на обработку результаты, вы можете сделать табличку, где напротив номера вопроса будет стоять ваша оценка (см. предложенную шкалу). 
По результатам мы сможем установить предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности и (главное!) определим пути поддержки юного дарования!

Мальцева И. В.
15.12.2011 12:24

Оставить комментарий