• Мальцева И. В.

    Ваш консультант 
    Мальцева И. В.

    Учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий, автор развивающих программ. В сферу ее научно-педагогических интересов входят: развивающие игры и игрушки, методики раннего развития, развитие устной и письменной речи дошкольников и младших школьников.
  • Игнатова С. В.

    Ваш консультант 
    Игнатова С. В.

    Педагог, автор развивающих программ для дошкольников; автор статей в журнале «Счастливые родители»; автор методических пособий и рабочих тетрадей по сенсорному развитию, развитию воображения, подготовке детей к школе, детской безопасности; приоритетные направления дошкольного образования: сенсорное развитие, психологическое здоровье, развитие творческих способностей, детская безопасность.

Пальчиковая терапия — рисуем красками и пальцами

Рисование пальчиками дает прекрасный терапевтический эффект и позволяет развить художественные способности детей. Разумеется, это занятие полезно для абсолютно любого ребенка. Но для тех детишек, кому предназначена эта рубрика - особенно!

СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
• Прежде чем предложить малышу изобразить что-либо, обязательно рассмотрите выбранный объект, обратите внимание на его характерные признаки. Вот какая елочка растет: пушистая, зеленая! Главное, эти объект хорошо узнаваем.
• Приступая к созданию рисунка вместе с ребенком, мотивируйте его на получение результата, имеющего значении для близких ему людей: это будет рисунок для папы, а эту картинку мы подарим дедушке! Такая мотивация помогает малышу сохранить интерес к занятию и желание возвращаться к полюбившемуся делу снова и снова.
• Полезно возвращать малыша к уже выполненной работе. Всегда найдется, что вспомнить и о чем побеседовать, глядя на недавно законченный рисунок. Но и добавить что-то новенькое тоже всегда найдется! Особенно полезно выполнять дорисовку «пальчиковых» рисунков более совершенными «инструментальными» средствами, дающими тонкие линии: карандашом, фломастером, кистью. С их помощью рисунок приобретает особую смысловую законченность.
• В случае затруднения помогайте крохе «прочитать» его собственный рисунок, предлагая варианты на выбор: это мышка, птичка или паучок? ягодка или конфетка? И обязательно хвалите! И за мышку, похожую на паучка, и за ягодку, не похожую даже на конфетку!
• Перед началом работы приготовьте для малыша непромокаемый фартучек или другую «спецодежду», в которой ему будет удобно рисовать. На месте для рисования расстелите клеенку, для рук приготовьте влажные салфетки или полотенце. Выделите специальное место для хранения всего необходимого для занятий: блюдечек для красок, гуаши, бумаги форматов А3 и А4, рулонов старых обоев для «напольной живописи». В этом случае малыш сможет принять активное участие и в подготовке к занятию, и в уборке рабочего места после того, как занятие будет закончено.

ПЧЕЛКА

• Показываем малышу, как нужно положить в желтую краску подушечку указательного пальца (верхнюю фалангу) и напечатать на листе овальное тельце пчелки, располагая его горизонтально или под небольшим наклоном.
• Кончиком этого же пальца печатаем рядом с овалом округлую головку.
• Опускаем подушечку другого указательного пальца в голубую краску (в синюю краску добавить столько же белой краски) и под разным наклоном ставим над овальным тельцем пару округлых крыльев: раз-два!
• Черным фломастером вместе рисуем на теле пчелки поперечные полоски.

Варианты работы
• По-другому печатаем крылышки у второй пчелки: делаем перекрестные движения подушечками двух указательных пальцев (отпечаток левым пальцем ставим справа, а отпечаток правым пальцем – слева).
• У третьей пчелки ставим крылышки так: указательные пальцы направляем кончиками вниз влево и вниз вправо навстречу друг другу и одновременно прижимаем подушечками к листу.
• А эта пчелка будет с самыми тонкими крыльями: мизинцы окунаем в краску «ребром» и делаем перекрестные отпечатки (боковой поверхностью левого мизинчика – правое крыло, и наоборот).
• Выполняем силуэты пчелок в знакомой уже технике «обратной печати» - на сыром листе, затонированном голубой краской: печатаем на нем чистыми пальцами столько пчелок, сколько захочется.

Что спросить и рассказать, как рисунок обыграть
• Как жужжит пчелка? – Ж-ж-ж-ж! Жу-жу-жу, жу-жу-жу, над цветами я кружу!
• Где головка? Ее надо украсить! У пчелки будет глаз и носик-хоботок. Она будет пить этим носиком-хоботком цветочный сок – нектар. – Черным фломастером ставим на головке пчелки точку (глазок), фломастером рисуем черточку - хоботок.

ГУСЕНИЦА

• Время от времени опускаем в зеленую краску кончики указательных пальцев (средних, мизинцев) обеих рук и попеременно печатаем на листе в такт стихам округлые пятнышки, располагая их одно за другим по цепочке:
Раз и два, раз и два,
Посмотрите какова!
Вышла гусеница наша
Подлиннее рукава!

Варианты работы
• Под первой гусеницей располагаем ее подружку – новую цепочку отпечатков. Печатаем округлые пятна кончиками двух соседних пальцев одной руки одновременно (указательным и средним или средним и безымянным). Продолжаем цепочку: рядом с первой парой зеленых пятен ставим новую пару точно таких же отпечатков и повторяем так несколько раз.
• На палитру наносим два пятна: зеленое и желтое. Опускаем кончик любого пальца на границу слияния двух пятен - зеленого и желтого - и начинаем печатать следующую гусеничку: зеленую с желтым брюшком.
• Вот еще одна гусеница: опускаем в краску подушечки больших пальцев и ставим отпечатки перекрестными движениями: левым пальцем (направлен вниз вправо), затем рядом правым пальцем (направлен вниз влево) и т.д. Получится гусеница-«торопыжка», очень быстрая и подвижная!

Что спросить и рассказать, как рисунок обыграть
• Кто это? – Гусеница, гусеничка. Что она делает? – Ползет. Что любит гусеница? – Травку. Давай нарисуем ей травку! – Одновременно с ребенком ставим фломастером, мелком или карандашом перед каждой гусеницей и позади нее вертикальные черточки-штрихи.
• Покажи, где большая (длинная) гусеница? Где маленькая (короткая)?
• Украсим головки гусениц усиками, нарисуем им палочки-ножки. Пусть они будут разноцветные. У первой гусеницы – ножки снизу, а у второй – и снизу, и сверху! Вот какая мохнатая гусеница у нас получилась!

БАБОЧКА 

• Опускаем в яркую (желтую) краску средний или указательный палец до средней фаланги и печатаем на листе овальное тельце бабочки (оно может получиться с небольшим «хвостиком»).
• Кончиком того же самого пальца печатаем над овалом округлую головку.
• Опускаем в другую яркую (оранжевую) краску подушечки средних или указательных пальцев (верхние фаланги) и попарно печатаем ими большие овальные крылья по бокам тела бабочки (можно ставить отпечаток левым пальцем на правой стороне, а правым – на левой стороне).

Варианты работы
• Печатаем верхние крылья второй бабочки одновременно верхними и средними фалангами двух средних пальцев, располагая их под углом к телу бабочки (отпечаток левого пальца - на правой стороне, а правого – на левой стороне). Нижние крылья печатаем подушечками больших пальцев, направленных вниз (отпечаток левого пальца - на правой стороне, а правого – на левой стороне).
• Верхние крылья третьей бабочки делаем точно так же, как и у второй. Нижние крылья тоже печатаем верхними и средними фалангами двух средних пальцев, располагая их под углом к телу бабочки, каждый палец – со своей стороны.
• А теперь попробуем напечатать мотыльков: к телу-овалу из отпечатка среднего пальца прижимаем «ребром» мизинцы (пальцы направлены под углом вверх) - отпечаток левого пальца - на правой стороне, а правого – на левой стороне. Этот мотылек получился с одной парой крыльев. Второму мотыльку сделаем еще и нижние крылья: прижмем мизинцы «на ребре» под верхней парой крыльев под углом к его телу, каждый палец – со своей стороны.

Что спросить и рассказать, как рисунок обыграть
• Где у бабочки головка? Давай поставим на головке глазки и нарисуем бабочке усики! – Рисуем черным фломастером на головке две точки (глазки), а потом – усики, украшаем их концы двумя другими черными точками.
• Как летает бабочка? Покажи! Какие яркие у нее крылышки! Какого они цвета? Покажи большие крылышки, а теперь маленькие. Давай украсим крылышки! – Обмакиваем кончики мизинцев в яркую краску и одновременно ставим сначала на верхних, а потом на нижних крылышках бабочки цветные точки.

СТРЕКОЗА 

• Кладем в зеленую краску указательный палец (верхнюю и среднюю фаланги) и печатаем на листе овальное тело стрекозы под любым углом.
• Кончиком этого же пальца рисуем стрекозе головку (с одной стороны ее тела ставим овальное пятнышко) и длинный хвост: по цепочке друг за другом несколько округлых пятнышек подряд.

Варианты работы
• Рисуем целый «летучий» отряд стрекоз! Кладем в зеленую или синюю краску один за другим указательный, средний и безымянный пальцы до средних фаланг и печатаем ими поочередно поодаль друг от друга три длинных овала. Затем кончиками этих же пальцев рисуем трем стрекозам головки и хвосты (пальцы работают поочередно, каждый «трудится» над образом «своей» стрекозы). Крылья – прижатые «ребром» мизинцы (пальцы направлены под углом вверх, а потом - вниз).

Что спросить и рассказать, как рисунок обыграть
• За-за-за! За-за-за! Полетела стрекоза! Полетела стрекоза, округлив свои глаза! - Ставим голубым фломастером на головке стрекозы точки (глаза).
• Какие большие крылья у стрекозы! Покажи, какие большие! (раздвигаем руки в стороны). Вот какие большие крылья! Как у самолета! Давай украсим крылышки! - Ставим черным фломастером точки на кончиках крыльев.

ЦВЕТЫ 

• Тонируем бумагу бледно-зеленым цветом.
• Сначала печатаем на листе серединку будущего цветка. Для этого опускаем кончик указательного пальца на границу слияния двух пятен: красного и желтого.
• Затем печатаем вокруг серединки точки-лепестки. Для этого по мере надобности опускаем кончик этого же пальца на границу слияния двух цветных пятен (ребенок может взять краски по своему выбору).

Варианты работы
• Опускаем кончики безымянного и среднего пальцев на границу слияния двух пятен (например, красного и синего). Печатаем округлые лепестки кончиками пальцев поочередно по кругу. Получится цветок с широкими лепестками.
• Опускаем на границу слияния двух ярких пятен подушечки указательных пальцев и делаем овальные отпечатки по обе стороны от серединки одновременно (для удобства можно делать отпечатки левого пальца на правой стороне, а правого – на левой стороне). Этот цветочек будет с большими широкими лепестками.
• Опускаем подушечку большого пальца в желтую краску. Печатаем на листе большую округлую серединку цветка (большой пальчик направлен горизонтально вбок). Опускаем кончик указательного или безымянного пальца другой руки в яркую краску другого цвета. Ставим по кругу (вокруг серединки) небольшие округлые пятнышки – лепестки. Такие лепестки можно поставить и кончиками двух мизинцев, печатая ими вокруг серединки с двух сторон.
• Опускаем в краску мизинцы «на ребро» и печатаем удлиненные лепестки по кругу с двух сторон от серединки (для удобства можно делать отпечатки левого мизинца на правой стороне, а правого – на левой стороне). Этот цветочек будет похож на лучистую звездочку.

Что спросить и рассказать, как рисунок обыграть:
• Предлагаем малышу нарисовать цветочку длинный стебелек. Вот какой длинный стебелек мы нарисуем нашему цветочку! Увидит цветочек пчелка и прилетит к нему пить сок. – Зеленым фломастером мама рисует цветку стебелек или предлагает ребенку сделать это самостоятельно.
• Давай украсим стебелек листочками! – По очереди опускаем мизинцы «ребром» в зеленую краску и точно также прикладываем их к листу по обе стороны стебелька под разным углом.
• Какой цветочек получился самый нарядный? Какой цветочек тебе нравится больше?

Мальцева И. В.
15.12.2011 11:20

Оставить комментарий

Новости и события

Марафон #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

ПРИМИ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ #МЯКИШИнаПОЗИТИВЕ

18.05.2017